Эксперты: Россияне намерены сократить расходы на крупные покупки

Холдинг Ромир в ходе всероссийского опроса поинтересовался у респондентов, какие крупные расходы были совершены в их семьях за последние шесть месяцев и какие планируются на следующие полгода.

Россияне высказали намерение сократить расходы на крупные покупки. В частности, доля семей, планирующих совершить крупные расходы, на 15-45% меньше доли семей, совершавших такие расходы в прошедшие полгода (см. диаграмму на стр. 1). А доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила долю не совершавших крупных расходов за последние полгода почти на 40% (29 и 22% соответственно). В первую очередь россияне решили сэкономить на ремонте, развлечениях и одежде.

Эксперты полагают, что эти данные не стоит связывать с ожиданием кризиса. Информация о намерениях всегда более субъективна, чем о свершившемся факте покупки. Результаты опроса скорее можно воспринимать как оценку текущих настроений россиян.

По словам председателя Союза потребителей РФ Петра Шелища, эти данные скорее всего носят сезонный характер. Самые крупные траты, например на ремонт или туристическую поездку, они уже сделали летом. Эти люди теперь будут полгода копить деньги на следующее лето. Крупные покупки в течение всего года слишком обременительны даже для среднего класса. "И вообще россиянам особо шиковать не на что, по статистике, более 40% россиян едва сводят концы с концами. Им хватает средств только на питание и жилье. Не думаю, что все это связано с ожиданиями кризиса", - отметил он.

Эксперты Ромир частично согласны с этим мнением. Снижение доли тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви с 44 до 35%, можно частично объяснить тем, что покупки зимней одежды и обуви уже были совершены осенью. Однако никакими сезонными факторами нельзя объяснить снижение почти в два раза - с 14% до 8% - доли тех, кто предвидит крупные расходы, связанные с развлечениями, хобби, занятием спортом.

По мнению консультанта Холдинга Ромир Игоря Березина, этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и "необязательных" услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте - до нуля.