В таможенных органах проходит реорганизация. В следующем году, в частности, продолжится перенос таможенного оформления к государственной границе Российской Федерации. Спешу успокоить: никаких структурных изменений, сокращений количества таможенных постов в Московской области в первую половину года не предвидится. Однако будет продолжен анализ товаропотоков, поступающих в регион деятельности Московской областной таможни, и проведен анализ импортной составляющей таможенного декларирования товаров на постах этой таможни.
Все это - предвестники грядущих изменений, которые скорее всего произойдут в четвертом квартале 2012 года. И здесь возможны два варианта развития событий. Вариант первый: результатом упомянутого анализа станет решение о специализации и установлении компетенции соответствующего таможенного поста. То есть таможенный пост продолжает свою деятельность, но имеет полномочия по совершению таможенных операций только и исключительно с определенной группой товаров. Если события будут развиваться по другому сценарию, то второй вариант выглядит следующим образом: принимается решение об изменении места нахождения поста или о его полной ликвидации.
В связи с предполагаемым сокращением постов Московской областной таможни и принятием Федеральной таможенной службой России плана мероприятий, направленных на вывод за пределы столичного региона мест совершения таможенных операций с товарами, поступающими железнодорожным транспортом, можно сделать вывод о намерении проведения реорганизации и фактического объединения Московской областной и Московской таможен. Однако принятие решения о таком объединении возможно не ранее, чем через год - только в 2013 году.
Безусловно, одним из важнейших вопросов, решение которых будет стоять перед ФТС России и в 2012 году, является вопрос о развитии перспективных таможенных технологий. Предполагается создание в регионе деятельности Московской областной таможни центра электронного декларирования. С учетом реализации концепции по переносу таможенного декларирования к местам, приближенным к государственной границе Российской Федерации, безусловно, это будет верный и перспективный для государства шаг.
Правда, было бы правильно, если бы в ФТС России не только активно использовали словосочетание "перспективные технологии", но и своевременно создавали соответствующие условия, чтобы участники внешнеэкономической деятельности без помех могли применять эти технологии.
То, что произошло, например, в ноябре 2011 года, просто недопустимо. Тогда многие компании-участники ВЭД были поставлены в ситуацию цейтнота, безуспешно пытаясь, в соответствии с требованием "перспективных технологий", оплатить таможенные платежи картой "Зеленый коридор". Фирмы понесли колоссальные материальные потери из-за простоев груза. Кроме того, компании, что недопустимо для бизнеса, ценящего свое имя, нарушили сроки поставок из-за несогласованности, сбоев и т.д. в организации оплаты таможенных платежей.
Правила игры должны быть четкими, прозрачными и, самое главное, выполнимыми для участников ВЭД. Пока же фактически налицо ситуация, когда руководство ФТС России заявляет о поступательном развитии таможенной системы и в то же самое время применение передовых технологий компрометируется всеми силами и способами.
Очень важным представляется в 2012 году вопрос развития приграничной инфраструктуры. Решить его крайне важно, ведь это не только строительство таможенно-логистических терминалов, но и создание необходимых условий для сотрудников таможен и членов их семей. И здесь все будет зависеть от финансирования конкретных проектов, от необходимой поддержки инициативы со стороны администраций регионов. Имеется в виду руководство приграничных Смоленской, Курской, Воронежской, Брянской и Белгородской областей.
Поднятые темы касаются развития таможенных органов только Центрального таможенного управления. Но без особых разъяснений понятно, что реформы, проводимые в столичном регионе, послужат лакмусовой бумажкой для дальнейшего развития таможенных органов и в целом по России.
От того, насколько успешным будет признано их проведение в Москве и Подмосковье, зависит запуск процесса реорганизации таможенных органов и по стране в целом. Прежде всего речь пойдет о реорганизации внутренних таможен, о сокращении штатной численности и ликвидации постов. При этом штатное расписание однозначно будет перераспределяться в пользу таможенных постов, приближенных к государственной границе.
Главное, и на это надеется бизнес-сообщество, чтобы решения ФТС России в 2012 году, принимающиеся для реализации концепции переноса таможенного оформления на границу, были взвешенными, продуманными и обоснованными.