19.12.2011 23:40
    Поделиться

    ФНС подготовила проект регламента по контролю за полнотой учета выручки

    ФНС России подготовила проект регламента по контролю и надзору за полнотой учета выручки (далее - регламент). Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур при осуществлении контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (ИП), а также порядок взаимодействия инспекций ФНС России с организациями и ИП при осуществлении этой государственной функции.

    Объектом государственного контроля станут организации и ИП, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители. Положения регламента не распространяются на кредитные организации.

    Регламент также устанавливает порядок и формы контроля исполнения государственной функции налоговыми органами, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.

    На основании регламента проверяющие будут иметь беспрепятственный доступ к контролько-кассовой технике (ККТ) проверяемого лица, смогут запрашивать у него необходимые для проверки документы, получать объяснения, а в случае обнаружения совершенных административных правонарушений - привлекать к административной ответственности в порядке и по основаниям, установленным КоАП РФ.

    Проверяемые лица получат право присутствовать во время проведения проверки, давать пояснения в ходе проверки, знакомиться с результатами проверки, а также их обжаловать.

    Осуществлять соответствующую государственную функцию будет инспекция ФНС по месту осуществления деятельности проверяемого лица.

    Регламент предусматривает 4 этапа проведения проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях:

    1. Предъявление поручения на исполнение госфункции.

    2. Рассмотрение специалистами инспекции необходимых документов.

    3. Проверка полноты учета выручки денежных средств.

    4. Оформление результатов исполнения госфункции.

    Срок исполнения государственной функции составляет 30 дней и не может быть продлен.

    Основанием для проведения проверки является поручение о проведении проверки, выданное на основании решения руководителя проверяющей инспекции. На основании поручения инспекторы смогут истребовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки полноты учета выручки. Перечень документов состоит из 17 пунктов и при этом является открытым. Вместе с тем специалисты не вправе требовать документы, не относящиеся к предмету проверки. Инспекторами будут рассматриваться документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ. Если услуги оказываются без применения ККТ, проверяться будут документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией, уничтожением бланков строгой отчетности. Для рассмотрения должны предоставляться оригиналы документов или их заверенные копии. Нотариального удостоверения таких копий не требуется. Кроме того, срок представления требуемых документов - 1 рабочий день. Соответственно, исполнение требования инспекторов в столь короткие сроки может быть затруднительным для проверяемого лица. Факт предоставления документов, а также их перечень фиксируется в акте проверки.

    Проверка полноты учета выручки осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом. Сплошным способом проводятся контрольные действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций. Выборочным - в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

    В ходе проверки специалисты имеют право получать от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий. В случае выявления расхождения данных отчетных документов с фактическим объемом выручки, у проверяемого лица также берутся письменные пояснения для установления причин расхождения. При этом срок на предоставление таких объяснений регламентом не предусмотрен. Можно предположить, что предоставление пояснений должно проводиться в рамках тридцатидневного срока на проведение проверки.

    При необходимости применения специальных знаний к проверке будут привлекаться эксперты (экспертные организации).

    На основании анализа представленных документов инспекторы составят акт проверки, в котором фиксируется факт неполноты (полноты) учета выручки денежных средств. Проект устанавливает ряд требований к составлению акта проверки. Эти требования аналогичны требованиям, установленным пунктом 3 статьи 100 НК РФ.

    В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации инспекторы также вправе возбудить производство по делу об административном правонарушении, производство по которому будет вестись по правилам КоАП РФ.

    На акт проверки могут быть представлены возражения, факт представления которых фиксируется в самом акте проверки. Срок для представления возражений регламентом не установлен, что является его существенным недостатком.

    Составленный акт может быть обжалован в вышестоящий налоговый орган. Срок на такое обжалование проектом также не установлен. Срок рассмотрения поданной жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации уполномоченным органом, но может быть продлен на 30 дней при условии обязательного уведомления подателя жалобы. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченным органом принимается решение об удовлетворении требований заявителя или об отказе в их удовлетворении.

    Существует несколько серьезных аргументов в пользу того, что данный проект не готов к принятию в окончательном виде. Так, проект оперирует нечеткой терминологией. Сроки проведения отдельных этапов проверки представляются сомнительными. Отсутствует четкий перечень документов, которые могут быть истребованы у проверяемого лица. Не установлены сроки для дачи объяснений проверяемым лицом в рамках проводимой проверки, а также подачи возражений на акт проверки по ее окончании. Процесс обжалования акта недостаточно подробно урегулирован.

    Несмотря на то что налоговые органы анонсировали принятие данного регламента до конца этого года, в представленном виде его принятие может отрицательно сказаться на деятельности организаций и ИП, осуществляющих наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт.

    Поделиться