Событийный туризм - направление в сфере отдыха сравнительно молодое и интересное. Основная цель поездки обычно приурочена к определенному событию.
Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в зрелищных мероприятиях, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это в первую очередь незабываемые впечатления, а уже потом условия размещения, перемещения и бытовые моменты. Сегодня это наиболее перспективный и динамично развивающийся вид отдыха. Власти многих регионов Северо-Запада улавливают тенденцию нового вида путешествий и прилагают все усилия, чтобы культурная жизнь области была наполнена яркими и неординарными событиями.
Первыми то, что событийный туризм пока не занятая ниша в структуре предложений Северо-Запада России, поняли в Великом Новгороде. По сообщению городской администрации, с целью диверсификации туристского предложения Новгорода профильный комитет осуществляет разработку, проведение и информационное продвижение праздников народного календаря. Это позволит сформировать новый туристский продукт, который будет предлагаться не только туроператорам из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, но и зарубежным партнерам. В итоге новгородские праздники народного календаря должны стать коммерчески эффективным инструментом продвижения Великого Новгорода и Новгородской области на внутреннем и международном туристских рынках. Среди самых посещаемых гуляний - Масленица и Купалье. Так, праздник летнего солнцеворота Купалье проходит у озера Ильмень близ деревни Юрьево. Стоимость билета для взрослого в этом году составила 1200 рублей, детского - 750 рублей. Но пока, как отмечают эксперты, активно билеты на такие мероприятия покупают сами новгородцы, которые могут воспользоваться скидкой в 30 процентов. Что касается туристов из других городов, то поток из Санкт-Петербурга остается самым многочисленным.
По словам начальника управления развития туризма Новгородской области Ольги Соболевой, в туристской программе сезона 2011 года есть еще несколько событий, которые привлекают немалое внимание со стороны жителей из других регионов. Это и открытие экспозиции "Музейный цех фарфора", XII Фестиваль исторической реконструкции "Собор ратных дружин в Великом Новгороде", анимационная программа "Путешествие во времена Новгородского веча", X Международный фестиваль народного искусства и ремесел "Садко", Российские ганзейские дни.
Сегодня комитет по туризму города концептуально изменил подход к продвижению Великого Новгорода на российский и зарубежный туристские рынки - от продвижения ресурсов и турпотенциала к созданию туристских продуктов под единым брендом "Великий Новгород - Родина России". Уже сейчас разработаны главные стратегические линии: "Ганзейский город", "Город Всемирного наследия", "Колыбель российских гениев".
В этом году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого Михаила Ломоносова. Празднование юбилея прошло в масштабах всей страны и позволило областным властям не только привлечь внимание к региону, но и продвинуть бренд "Архангельская область - родина Ломоносова" на новый качественный уровень.
Подготовка к мероприятиям началась в области задолго до юбилея. Так, в 2008 году была реализована краткосрочная программа "Родина Ломоносова", а следующим шагом стало выполнение одноименной долгосрочной программы, рассчитанной уже до 2011 года. Всего за это время было затрачено свыше 1,35 миллиарда рублей из бюджетов различного уровня: областная казна выделила почти 1,16 миллиарда рублей, федеральная - более 176 миллионов рублей, а местные бюджеты - свыше 17 миллионов рублей.
Поморье в юбилейный год посетили тысячи гостей со всей России и из-за рубежа. Для этого на территории региона были организованы форумы, конференции, выставки. Северяне смогли встретиться со многими яркими личностями, посетить публичные лекции, познакомиться с достижениями российской и мировой науки на Втором арктическом форуме, который прошел в сентябре в Архангельске. Также 2011 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом химии. В апреле в Архангельске прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады по химии. Это событие также было посвящено юбилею Ломоносова, который прославился как выдающийся химик.
Как отмечают представители туристического бизнеса в Архангельске, в этом году в столице Поморья впервые за долгое время не хватало мест в гостиничных комплексах. Властям региона удалось совместить событийный туризм с деловыми поездками, а это очень важно именно для развития внутреннего туризма. Когда путешественник не только едет за событием, но и параллельно решает деловые вопросы, налаживает связи, укрепляет бизнес-контакты. Кроме того, поддержание единого бренда для области дает мощный толчок для работы в смежных сферах - переплетение экономических, культурных, событийных связей дает несомненный положительный эффект.
Недавно была достигнута договоренность о создании в Холмогорах крупного историко-мемориального музейного комплекса "Ломоносовская усадьба", аналогичного памятным местам Александра Пушкина, Ивана Тургенева и других выдающихся людей России. Сейчас решается вопрос финансирования объекта, который, несомненно, привлечет туристов в область, на самом высоком уровне.
Власти Ленинградской области решили развивать событийный туризм на своей территории особым образом. Туристический потенциал региона будет представлен с помощью фестивалей исторических реконструкций. Эти события уже стали традиционными; они проходят ежегодно, каждый раз собирая все больше участников и зрителей не только из Санкт-Петербурга, Москвы и дальних районов России, но даже из соседних стран: Украины, Эстонии и Финляндии.
Поэтому комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области решил закрепить фестивали в качестве бренда региона.
В этом году внимание организаторов фестивалей исторической реконструкции сосредоточено на юго-западном направлении: Ивангороде и Волосовском районе. Так, в Ивангороде прошла реконструкция "Великая эпоха. Рим". Сражение римских легионеров и варваров, состязания лучников, бои гладиаторов, античный театр - все это привлекло немало туристов из многих регионов. Специально для праздника были открыты шлюзы на реке Нарве и продемонстрирован Нарвский водопад, крупнейший в Прибалтике.
Событийный туризм - перспективное направление развития туристической отрасли. Власти Ленинградской области неоднократно отмечали, что, несмотря на схожесть природных условий с Финляндией, привлечь сюда на отдых столько же туристов не получается. Российские путешественники, даже отправляясь провести выходные на природе, предпочитают комфорт и развитую инфраструктуру, чего Ленобласть либо не может предложить, либо предлагает по неконкурентоспособным ценам. Тогда как военно-исторические фестивали - вызывают немалый интерес, если их правильно организовывать.
Событийный туризм с каждым годом набирает обороты и в Карелии. Люди специально приезжают в республику во второй половине июля, когда в Петрозаводске стартует традиционная парусная "Онежская регата".
В этом году она проходила в 40-й раз совместно с "Банковским кубком". Нужно отметить, что в соревнованиях, организаторами которых являлись Федерация парусного спорта России и Ассоциация российских банков, традиционно участвуют лучшие яхтсмены страны, представители разных классов яхт. Около 70 яхт прибыли в 2011 году на регату, причем впервые были суда класса "дракон" - самые дорогие и престижные яхты.
Вместе с экипажами в Петрозаводск приезжают их близкие и друзья. Прибывают и туристы, которые хотели бы понаблюдать за гонками. Правда, пока поток подобных путешественников не столь велик. В правительстве Карелии уверены, что туристов станет больше, когда в Петрозаводске построят современный яхт-клуб, где будет вся необходимая инфраструктура, гостиницы, рестораны.
Есть в республике еще один пример событийного туризма. Связан он с Олонецким районом. Организованные группы едут на весенний гусиный фестиваль, чтобы полюбоваться десятками тысяч диких гусей, которые делают стоянку на олонецкой равнине, чтобы отдохнуть после перелета с юга. Едут группы и в первых числах декабря на традиционные Олонецкие игры Дедов Морозов, куда приезжают не только из Карелии, но и разных городов России, Финляндии. Кроме того, сюда обязательно приезжает и главный Дед Мороз страны из Великого Устюга.