20idei_media20
    21.12.2011 23:29
    Рубрика:

    Экипаж космического корабля "Союз" проведет более сотни исследований

    К МКС отправился пилотируемый корабль "Союз ТМА-03М" с новым экипажем.

    Это уже третий старт пилотируемого корабля цифровой серии. "Союз" доставит на орбиту россиянина Олега Кононенко, астронавта ЕКА Андрэ Кауперса и американца Дональда Петтита. Впервые в командирском кресле - инженер Олег Кононенко, хотя в полет он летит уже во второй раз. Более того, дважды выходил в открытый космос.

    На эмблеме экипажа три космонавта в скафандрах в свете звезды Антарес. Это и позывной экипажа. Вообще у него своя "изюминка": сплошь гражданские космонавты. Кононенко работал инженером-конструктором в самарском "ЦСКБ-Прогресс. Кейперс, который тоже летит второй раз, - врач по специальности, принимал самое активное участие в разработке и реализации научной программы ЕКА. Кстати, Андрэ занимается изучением влияния нулевой гравитации на вестибулярный аппарат человека. Перед стартом он говорил журналистам: "Было бы неплохо поиграть на бильярде в космосе". Он, оказывается, изобрел даже специальный пластиковый контейнер - ящик, в котором можно играть в бильярд в невесомости.

    А самый опытный из команды - Петтит, ученый-химик. Для него это уже третий старт, причем полетать довелось и на шаттле, и на российском пилотнике. Кстати, первая посадка Петтита на корабле "Союз ТМА" в 2003 году была тяжелой: корабль сорвался на баллистический спуск. "В этот раз все будет нормально", - убежден он.

    И еще, пусть и не очень серьезная, но все-таки деталь - на этот экипаж приходится аж восемь детей.

    Космонавтам предстоит много серьезной работы. Та же научная программа включает более сотни экспериментов, из которых свыше семидесяти - по российской программе. Некоторые будут проводиться на орбите впервые. Кроме того, экипажу придется прилично поработать "грузчиками": принять пять грузовых кораблей из разных стран - это не шутка.  По словам Кононенко, первоначально планировалось прибытие девяти, но потом график подкорректировали.

    Запланирована и работа за бортом станции по российской программе. И судя по всему, очень непростая. "Мы должны перенести грузовую стрелу со стыковочного отсека, который уже готовится к расстыковке с МКС, на модуль МИМ-2 - а это очень трудоемкая операция, - рассказывал журналистам Олег Кононенко. - Затем мы должны установить пять противометеоритных панелей".

    Стыковка с МКС должна состояться через два дня. Пополнение присоединится к работающим с середины ноября на станции россиянам Антону Шкаплерову и Анатолию Иванишину, а также астронавту НАСА Дэниелу Бербанку.

    Экипаж "Союза ТМА-03М"

    КОНОНЕНКО ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ - командир ТПК "Союз ТМА-М", бортинженер МКС-30/командир МКС-31, инструктор-космонавт-испытатель ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина", Роскосмос, Герой Российской Федерации, космонавт 2-го класса, 102-й космонавт Российской Федерации.

    ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 21 июня 1964 года в г.Чарджоу, Туркмения.

    СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, жена - Кононенко Татьяна Михай-ловна. Имеет двоих детей.

    ОБРАЗОВАНИЕ: в 1988 г. окончил Харьковский ордена Ленина авиацио-нный институт имени Н.Е.Жуковского по специальности "инженер-механик".

    ОПЫТ РАБОТЫ: после окончания института с 1988 г. работал в ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" (г.Самара) в должностях инженера и ведущего инженера-конструктора.

    ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: 29 марта 1996 года решением Главной межведомственной комиссии назначен кандидатом в космонавты-испытатели от ФГУП "ЦСКБ-Прогресс".

    С июня 1996 г. по март 1998 г. прошел общекосмическую подготовку в РГНИИЦПК им.Ю.А.Гагарина. 20 марта 1998 г. решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

    С октября 1998 года прошел подготовку в составе группы космонавтов по программе полетов на МКС. С января 1999 г. - космонавт-испытатель ОАО "РКК "Энергия". С декабря 2001 г. по апрель 2002 г. готовился в составе дублирующего экипажа корабля "Союз ТМ-34" и ЭП-3 на МКС, с апреля 2002 г. по февраль 2004 г. проходил подготовку к космическому полету в качестве бортинженера основной экспедиции МКС-9, затем в составе основного экипажа МКС-11. В связи с изменением в программе полета МКС экипажи были переформированы.

    С марта 2004 г. по март 2006 г. готовился в составе группы космонавтов по программе полетов на МКС, а с марта 2006 г. по март 2008 г. - в составе экипажа основной экспедиции МКС-17 в качестве бортинженера корабля "Союз ТМА" и бортинженера МКС. С декабря 2009 г. по октябрь 2010 г. прошёл подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-25/26 в качестве бортинженера корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС. С октября 2010 г. по июнь 2011 г. проходил подготовку в составе дублирующего экипажа

    МКС-28/29 в качестве командира корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС. В январе 2011 г. назначен на должность космонавта-испытателя в ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина".

    С июня 2011 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-30/31 в качестве командира корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС-30/командира МКС-31.

    ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ: первый космический полет вы-полнил с 8 апреля по 24 октября 2008 г. в качестве бортинженера корабля "Союз ТМА-12" и бортинженера МКС продолжительностью 199 суток. Выполнил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 12 часов 15 минут.

    НАГРАДЫ: в 2009 году присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" и почетного знака "Летчик-космонавт РФ"; ведомственные награды Роскосмоса знаки Королёва и Гагарина; орден Туркменистана, медали NASA.

    УВЛЕЧЕНИЯ: игровые виды спорта, чтение.

    КАУПЕРС АНДРЭ - бортинженер ТПК "Союз ТМА-М", бортинженер МКС, астронавт Европейского космического агентства (ESA)

    ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 5 октября 1958 г. в г.Амстерда-ме, Голландия.

    СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, в семье четверо детей.

    ОБРАЗОВАНИЕ: в 1977 г. окончил лицей Ван дер Ваальс в Амстердаме.

    В 1987 г. получил докторскую степень по медицине в университете Амстердама.

    ОПЫТ РАБОТЫ: во время учебы на медицинском факультете в университете работал в отделе вестибулярных проблем в Академическом медицинском центре, где занимался исследованиями в области системы равновесия.

    С 1987 г. по 1988 г. в качестве офицера медицинского корпуса Королевских голландских ВВС изучал аварии и происшествия, вызванные дезориентацией в пространстве пилотов самолетов.

    С 1989 г. по 1990 г. работал в исследовательском отделе Голландского аэрокосмического медицинского центра в Соестерберге, где занимался исследованиями синдрома адаптации в космосе, контактных линз для летчиков, вестибулярного аппарата и др.

    С 1991 г. занимался подготовкой, координацией, сбором фоновых данных и наземным управлением проведения физиологических экспериментов, разработанных Европейским космическим агентством для космических экспедиций.

    В июле 1999 г. был включен в Европейский отряд астронавтов ЕКА (Европейского космического агентства), затем был направлен в Европейский космический исследовательский и технологический центр (ESTEC) в Нордвийке (Голландия), где продолжил работу в департаменте микрогравитации и полезных нагрузок. Он принимал участие в программе исследований в области физиологической адаптации человека к невесомости, координировал некоторые европейские биологический эксперименты. Постоянно с 1991 года участвовал в программе ЕКА по параболическим полетам, которые проводились два раза в год. Принимал участие в полетах в качестве экспериментатора, технического специалиста объекта исследований и полетного врача.

    В 2002 г. завершил базовую подготовку ЕКА, которая проводилась в Европейском центре астронавтов и в ЦПК им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке.

    Во время двух экспедиций на кораблях "Союз" к МКС, с участием астронавтов ЕКА, работал в качестве координатора по взаимодействию с экипажем в Центре управления полетами в г.Королеве.

    ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: в начале декабря 2002 г. был включен бортинженером в состав основного экипажа 6-й российской экспедиции посещения, полет был намечен на 18 октября 2003 г. на корабле "Союз ТМА-3". Однако из-за катастрофы МТКК "Шаттл" ОК "Колумбия" краткосрочные экспедиции посещения были временно отменены, а экипажи переформированы.

    С января по октябрь 2003 г. проходил подготовку в РГНИИЦПК имени Ю.А.Гагарина в качестве бортинженера-1 корабля "Союз ТМА" экспедиции посещения Международной космической станции в составе дублирующего экипажа 8 основной экспедиции.

    С декабря 2003 г. по апрель 2004 г. проходил подготовку в качестве бортинженера-1 корабля "Союз ТМА" экспедиции посещения Международной космической станции (МКС) в составе основного экипажа девятой основной экспедиции.

    ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ: с 19 апреля по 30 апреля 2004 г. выполнил космический полет в качестве бортинженера-1 корабля "Союз ТМА"

    6 экспедиции посещения МКС. За время полёта выполнил 21 эксперимент в различных областях физиологии человека, биологии, техники и образования. Продолжительность полета составила около 11 суток.

    В 2009 г. прошел полный курс подготовки в дублирующем экипаже экспедиции МКС-20/21 в качестве бортинженера-1 корабля "Союз ТМА" и бортинженера МКС. С февраля 2010 г. по июнь 2011 г. проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-28/29 в качестве бортинженера корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС.

    С июня 2011 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-30/31 в качестве бортинженера корабля "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС.

    УВЛЕЧЕНИЯ: пеший туризм и катание на лыжах.

    ПЕТТИТ ДОНАЛЬД - бортинженер-2 ТПК "Союз ТМА-М", бортинженер МКС, астронавт НАСА

    ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: родился 20 апреля 1955 г. в г.Силвертон, штат Орегон (США).

    СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат. В семье двое детей.

    ОБРАЗОВАНИЕ: окончил среднюю школу г.Силвертон, штат Орегон в 1973 году; получил степень бакалавра в области химического машиностроения в университете штата Орегон в 1978 г. и степень доктора в этой же области наук в университете штата Аризона в 1983 г.

    ОПЫТ РАБОТЫ: работал научным сотрудником Национальной лаборатории в Лос-Аламос (штат Нью-Мексико) с 1984 г. по 1996 г. где занимался экспериментами по текучести жидкости и обработкой материалов в условиях пониженной гравитации, проводил спектроскопические измерения атмосферы серебристых облаков, а также занимался отбором проб вулканического газа и проблемами физики взрывов. Занимался разработкой технологии полетов на Луну и исследования Марса (1990 г.), был членом группы по перепроектированию коcмической станции "Фридом" (1993 г.).

    ПОДГОТОВКА К КОСМИЧЕСКИМ ПОЛЕТАМ: после отбора в астронавты прибыл в НАСА и с августа 1996 г. приступил к подготовке. После окончания курса базовой подготовки получил квалификацию специалиста полета и назначение в отделение компьютерного обеспечения отдела астронавтов НАСА.

    С апреля 2001 г. по июль 2002 г. проходил подготовку в составе экипажа МКС-6, где был переведен в основной экипаж МКС-6 вместо Дональда Томаса.

    ОПЫТ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ: первый полёт выполнил в составе экипажа МКС-6 с ноября 2002 г. по май 2003 г., в течение полёта выполнял функции астронавта-исследователя НАСА и провёл на станции 161 сутки. Выполнил 2 выхода в открытый космос общей продолжительностью 13 часов.

    Второй полет выполнил в составе экипажа МТКК "Шаттл" с ОК "Индевор" в период с 14 по 30 ноября 2008 г., где управлял манипулятором во время четырёх выходов в открытый космос трех членов экипажа.

    С января 2010 г. по июнь 2011 г. готовился в составе дублирующего экипажа МКС-28/29 в качестве бортинженера-2 ТПК "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС-28.

    С июня 2011 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-30/31 в качестве бортинженера-2 ТПК "Союз ТМА-М" и бортинженера МКС.

    УВЛЕЧЕНИЯ: плавание, фотографирование.

    Поделиться: