В редакцию "СОЮЗа" приходит очень много писем, посвященных проблеме пенсионного обеспечения граждан Союзного государства. Сегодня мы публикуем одно из них и надеемся, что разъяснения, которые нам удалось получить, будут полезны многим нашим читателям.
"Уважаемая редакция!
Мы с мужем граждане России, с 1992 года постоянно проживающие в Беларуси. В 2009 году достигли пенсионного возраста и, поверив в равенство прав и единое государство, выбрали пенсию по принципу гражданства, т.е. российскую. Когда мы получили ее, то испытали шок. Я работаю с 17 лет, имею высшее образование, стаж более 25 лет, а пенсия мне была назначена 2795 руб. 02 коп.
Первая реакция - произошла ошибка. Но оказалось, что Пенсионный фонд России зачел нам не весь стаж работы, а лишь до 2001 года, мотивируя тем, что мы не делали страховых выплат в российский ПФ. Но мы их делали в Пенсионный фонд Беларуси, то есть эти выплаты имеются, они реальные.
Когда мы оформляли пенсию, белорусская сторона нас уверила, что весь наш стаж (работа в СССР, России и Беларуси) будет учтен согласно Договору о равных правах. Мы работали на государственных предприятиях, являлись добросовестными налогоплательщиками, а оказались вне закона. Продолжаем трудиться и после назначения пенсии, делать страховые отчисления, которые не влияют на размер нашей пенсии, и уже два года ведем переписку с различными организациями. Но куда бы мы ни обращались, российская бюрократическая машина возвращает все наши послания в Пенсионный фонд РФ, который непробиваем.
Возникает вопрос, а как будет назначаться пенсия нашей дочери, гражданке России, у которой вся трудовая деятельность прошла на территории Беларуси, если она осуществит свое право на пенсию по принципу гражданства? Она будет равна нулю? Возможно ли в такой ситуации говорить о равных правах в пенсионном обеспечении, когда нарушены наши конституционные права.
Жизнь заставила меня изучить законодательную базу обоих государств и международные соглашения в области пенсионного обеспечения. Законодательные органы разработали замечательные законы, защищающие права граждан. Казалось бы, что может быть проще для единого государства - каждая из сторон засчитывает весь имеющийся стаж, приобретенный гражданами на территории обоих государств, и выплачивает либо из своего фонда, либо перечисляет начисленные страховые взносы стране, производящей выплаты. Все просто, но этого не делается. Почему?
Думаю, дело в том, что правильные и нужные законы приняты на высшем уровне, а низшие эшелоны власти никак за все эти годы не выработали и не приняли механизмы взаимодействия между договаривающимися сторонами. Что дает возможность Пенсионному фонду РФ вольно трактовать свои законы, читая то, что их устраивает, и говорить, что они не знакомы с международными соглашениями и не учитывают их. Если бы был четко проработан механизм взаимодействия между собой органов двух стран, занимающихся соцобеспечением, то отступления от законов были бы невозможны.
Пора, наконец, и ведомствам, которые равные права граждан должны обеспечивать на практике, разработать и принять четкий и эффективный механизм взаимодействия. Пенсионеры обеих стран ждут этого с нетерпением.
Людмила Черевашенко,
г. Гомель".
Редакция "СОЮЗа" попросила прокомментировать это письмо заместителя министра труда и социальной защиты Беларуси Валентину Королеву:
- С 29 марта 2007 года пенсионное обеспечение российских граждан в Беларуси и наоборот регулируется международным договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. А также соглашением наших министерств труда и социальной защиты, здравоохранения и финансов с Минздравсоцразвития России о применении норм названного договора. Соглашение - технический документ, закрепивший порядок взаимодействия компетентных органов cоюзных государств, например, по назначению, перечислению (переводу) денежных средств и другим актуальным вопросам.
Как вы правильно заметили, пенсионное обеспечение россиян в Беларуси может производиться по двум принципам: "по пропорциональности" либо "по гражданству". Если человек выбирает "пропорциональность", то каждое государство назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на его территории. В этом случае применяется и национальное законодательство, и международный договор о соцобеспечении. За периоды работы до 13 марта 1992 года в СССР пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой пенсионер проживает. Также по желанию пенсия может быть назначена по законам страны, гражданином которой заявитель является.
Выбор лучше делать обдуманно и взвешенно, поскольку решение окончательное и пересмотру в дальнейшем не подлежит. Государство, назначающее пенсию, подсчитывает и подтверждает страховой (трудовой) стаж, влияющий на размер пенсии, по своим законам.
Например, по белорусскому Закону "О пенсионном обеспечении" в стаж работы засчитываются те периоды деятельности, в которые уплачивались обязательные страховые взносы, предусмотренные системой государственного социального страхования. Белорусское законодательство (в отличие от российского) позволяет включить в "пенсионный" стаж годы работы в России, если из заработной платы гражданина удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Более того. По Закону "Об основах государственного социального страхования" гражданин Беларуси, работающий за границей, имеет право самостоятельно и добровольно формировать право на пенсию, перечисляя в белорусский Фонд соцзащиты 29 процентов от определяемого им дохода. Надо только помнить: если доход, от которого рассчитываются взносы, окажется ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), то к стажу для назначения пенсии применят поправочный коэффициент. Информация о размере минимальной заработной платы и ее индексации есть на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси (www.mintrud.gov.by) в разделе "Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств".
Для реализации права на добровольную уплату пенсионных взносов гражданину нужно стать на учет в отделе фонда по месту жительства в Беларуси. Что можно посоветовать вашей дочери? До принятия ею решения, какой принцип пенсионирования выбрать, по "пропорциональности" или по признаку гражданства, стоит обратиться в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства в Беларуси и предварительно просчитать размер будущей пенсии в обоих случаях, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант.
Этой публикацией мы не заканчиваем освещение данной проблемы. И в одном из следующих номеров вернемся к этой теме, продолжив разговор с чиновниками как с белорусской, так и с российской стороны.
У вас есть вопросы? Пишите!
Наш адрес в Минске:
220013, Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а.
mail: aelita@sb.by
Наш адрес в Москве:
Москва, ГСП-3, 125993, ул. Правды, 24.
mail: рryakhina@rg.ru