23.12.2011 00:00
    Поделиться

    Дмитрий Медведев пообещал начать реформу политической системы страны

    Президент Дмитрий Медведев выступил с Посланием Федеральному Собранию. Он пообещал в оставшиеся до президентских выборов месяцы начать комплексную перестройку политической системы страны.

    Свое последнее выступление перед Федеральным Собранием действующий глава государства уложил по времени в один час и пять минут, хотя в предыдущие годы некоторые выступления на следующий год растягивались и на полтора часа.

    В этот раз многое в содержании речи Дмитрия Медведева определяло время. Находясь в стадии перехода от одного политического цикла к другому, сложно озвучивать далеко идущие планы, даже когда, вроде бы, курс развития страны хорошо известен и согласован на разных уровнях власти, а победа "Единой России" на выборах позволяет говорить о его сохранении.

    Глава государства за рамки своего президентского срока практически не вышел. Он оставил лишь последние 15 минут на то, чтобы озвучить свое напутствие на ближайшие годы: условия, в которых придется жить стране, и задачи, которые, как он считает, должна будет решать власть, независимо от того, кто в следующие шесть лет будет руководить Россией.

     
    Видео: Константин Завражин

    Несмотря на то, что в должности президента Дмитрий Медведев будет оставаться еще как минимум 5 месяцев и задачи на этот срок ему ясны, он уже сейчас готов подвести итоги своего четырехлетнего правления. В десять пунктов, посвященных сделанному за четыре года, вошли преодоление кризиса, демографический рост, поддержка материнства и детства, модернизация экономики, укрепление гражданского общества, реформирование судебной системы и уголовного законодательства, борьба с коррупцией, реформа в Вооруженных Силах и достижения на внешнеполитической арене.

    Отдельный пункт достижений - модернизация политической системы, продолжавшаяся на протяжении всего срока Медведева. Процесс этот не закончен. Более того, уже в ближайшее время глава государства начнет комплексную реформу политической системы.

    "Я слышу тех, кто говорит о необходимости перемен", - заявил президент в ходе Послания.

    Это вовсе не означает, что политическая реформа началась здесь и сейчас из-за прокатившихся по стране выступлений тех, кто сомневается в справедливости выборов в Государственную Думу. "Это не так, - уверяет спикер Госдумы Сергей Нарышкин, координировавший работу над Посланием в должности главы администрации президента. - Часть предложений уже находилась в работе, начиная с лета этого года".

    Митинги, конечно, властью замечены были, и никто не против права граждан на изъявления своего мнения. Главное, чтобы соблюдался закон, а население не использовали для провокаций и разжигания розни. "России нужна демократия, а не хаос", - подчеркнул Медведев.

    Спасение от хаоса было найдено в не таком уж и далеком будущем. Уже на следующих думских выборах половина нижней палаты парламента будет формироваться на основе представительства по 225 округам. А прямые выборы губернатора могут вернуться в практику уже в следующем году. Правда, и в случае с одномандатниками, и с губернаторами кандидатов все равно будут выдвигать политические партии.

    Упростят порядок регистрации партий. Достаточно будет собрать заявку от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны. Проще станет выдвигать кандидатов в президенты, поскольку для самовыдвиженцев количество собираемых подписей сократят до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч.

    Интригу вокруг перемен в политической системе глава государства сохранил, заверив, что это еще не весь список инициатив. Озвученные же идеи в скором времени могут быть направлены в Госдуму. Во всяком случае, помощник президента Аркадий Дворкович сообщил, что законопроекты по партиям уже готовы, другие пока находятся на доработке. "Это радикальные изменения в политической системе страны, которые очень быстро приведут к росту числа партий, большей общественной дискуссии", - подчеркнул он.

    Основный смысл новых инициатив заключается в том, чтобы приблизить народных избранников к народу, чтобы граждане в лицо знали своих представителей во власти. Для этого не стали ничего изобретать, а использовали механизмы, которые когда-то по тем или иным причинам были признаны не актуальными. Но теперь, на новом этапе развития страны и общества, они снова прибрели свой смысл. "Речь не идет о том, что мы восстанавливаем демократию. Мы ее последовательно развиваем", - пояснила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко после Послания.

    В качестве еще одного шага, призванного развивать демократию и обратную связь между гражданами и властью, можно рассматривать и предложение по созданию в России общественного телевидения на базе одного из федеральных каналов. "В этом случае ни один из владельцев этого нового средства массовой информации не должен иметь определяющего влияния на принятие любых решений: ни государство, ни частный владелец, - предположил президент. - Уверен, что такое общественное телевидение может сделать нашу информационную среду более конкурентной и соответственно более интересной".

    6 тезисов президента
    о политической реформе

    1. Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов.

    2. Ввести упрощенный порядок регистрации партий: по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50 процентов регионов страны.

    3. Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Госдуму и в региональные законодательные органы.

    4. Сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч.

    5. Изменить систему выборов в Госдуму: ввести пропорциональное представительство по 225 округам для укрепления связей депутатов с избирателями.

    6. Изменить порядок формирования Центральной и региональных избирательных комиссий: представительство политиче ских партий в избиркомах должно быть расширено.

    Несколько взрывов, прогремевших в четверг главным образом в шиитских районах Багдада, стали первым крупным терактом на территории Ирака после недавнего вывода войск США из ближневосточной страны. Взрывы произошли на фоне набирающего обороты конфликта между правительством Ирака, возглавляемом мусульманами-шиитами, и суннитской оппозицией.

    У президента составлен список из десяти задач, которые будут реализованы в конкретных законопроектах и программах. Вторым пунктом в перечне стоит перераспределение полномочий от федерального центра в пользу регионов и муниципалитетов и реформа межбюджетных отношений.

    Окончательного решения здесь пока нет. Проект, предложенный рабочими группами вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, находится только в стадии обсуждения. Дискуссия по реформе будет продолжена на заседании Госсовета в понедельник, и окончательный вариант передачи полномочий сможет увидеть свет, как считает Дворкович, через три месяца.

    "Главный посыл - передача дополнительных прав и ресурсов на региональный уровень, - заявил помощник президента. - Это не небольшие точечные изменения, а серьезнейшие изменения". Проводить их в жизнь придется на протяжении всего следующего политического цикла.

    Сам глава государства объем передаваемых регионам средств оценил в 1 триллион рублей. Аркадий Дворкович предположил, что в 2013 году субъекты смогут рассчитывать на дополнительные 100-200 миллиардов средств для расходов, причем без указания цели. Крупные источники пока не определены - существуют разные идеи предоставления средств, включая передачу акцизов. "Возможны дополнительные источники на полтриллиона рублей", - отметил помощник президента.

    Отдельный блок будущих решений так или иначе относится к борьбе с коррупцией. Это и принятие вместо существующей системы госзакупок федеральной контрактной системы, и введение контроля за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности, в части покупки земли, недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг. Открытым остается размер расходов, который может быть признан незаконным. "Есть предложение, что расходы не должен превышать одного или двух годовых доходов", - рассказал Дворкович, предположив, что это еще станет предметом дискуссии в нижней палате парламента.

    Не прописан пока и механизм контроля за сделками между госструктурами и коммерческими организациями, где работают родственники государственных чиновников. По словам помощника президента, на стадии заключения сделок этим может заниматься Федеральная антимонопольная служба, а если сделки уже заключены, то контрольные органы. "Пришло время для таких ограничений, особенно при реализации госзаказа, при госзакупках, - не сомневается он. - По большому счету, такие сделки - это и есть коррупция".

    В списке поставленных президентом на ближайшие месяцы задач также оказались социальные вопросы (реализация программы "Доступная среда", льготная ипотека для многодетных семей и ряда категорий граждан, обещанное ранее увеличение доходов отдельных бюджетников, дополнительные меры роста семейных форм устройств детей-сирот). Кроме того, к важным отнесено развитие электронных механизмов взаимодействия граждан с государством и подготовка закона о социальной реабилитации заключенных.

    О будущем страны после президентских выборов глава государства, конечно, не забыл. Определять его будет не только следующий президент и его команда, в которой в случае победы на выборах Владимира Путина самому Медведеву отведена роль главы кабинета министров, а еще и экономическая ситуация в мире.

    Прогноз, признал президент, неблагоприятный. "Глобальная депрессия может продлиться несколько лет, а конкуренция за умы, за идеи, за ресурсы будет только обостряться, и мы - в эпицентре этой конкуренции", - констатировал он.

    - Я надеюсь, что мы справимся и с новыми вызовами, - заявил Медведев. - Кто бы ни стал президентом России, кто бы ни возглавил федеральное правительство, существует набор безусловных приоритетов, которыми руководители страны будут заниматься для того, чтобы обеспечить ее успешное развитие.

    В этих условиях такими первостепенными задачами останется поддержание макроэкономической стабильности, сдерживание инфляции, продолжение модернизации экономики и развитие предпринимательства, скорейшее принятие долгосрочной стратегии для пенсионной системы, совершенствование в регионах системы здравоохранения. Наконец, это гармонизация межнациональных отношений и возрождение культуры.

    - Я полностью осознаю свою ответственность за все, что еще предстоит сделать, - обратился Медведев к Федеральному Собранию, взывая и к их ответственности. - Я верю в каждого из вас и знаю, у нас все получится.

    Поделиться