Подготовку летных и кабинных экипажей к работе на региональных лайнерах Ан-148 воронежского производства теперь можно будет вести без занятий на реальном самолете. Первым полноценным тренажером для таких самолетов обзавелся авиационный центр в Домодедовском районе Московской области.
Более того, это первый в стране учебный комплекс отечественного производства, соответствующий наивысшему в международной классификации уровню "D". В него вошли комплексный тренажер Ан-148 для имитации полета, процедурный - с имитацией приборной панели и аварийно-спасательный - для подготовки экипажей. Стоимость всего учебно-тренировочного центра превышает 600 миллионов рублей. Его разработали и сделали в Санкт-Петербурге на средства одной из лизинговых компаний при участии Объединенной авиастроительной корпорации, куда входит российский производитель Ан-148 - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО).
В Домодедово смонтировали кабину и салон самолета из "аутентичных" комплектующих - любые ситуации, включая сложные аварийные, пилоты и обслуживающий персонал могут отрабатывать в обстановке, максимально приближенной к реальной: тренажер сымитирует тряску и крены. Для контроля над действиями летчиков и управления процессом обучения оборудовано рабочее место инструктора.
Отметим, что именно отсутствие комплексного тренажера называлось среди возможных факторов ошибки пилота из Мьянмы в момент катастрофы Ан-148 в Белгородской области. На ВАСО тогда, правда, не рекомендовали преувеличивать значение такой подготовки: иностранные летчики прошли курс обучения на процедурном тренажере. Это компьютерная программа, позволяющая моделировать штатные и нештатные ситуации. На украинском заводе-производителе Ан-148 тренажер дает больше возможностей, но его тоже нельзя считать комплексным. До сих пор после обучения на компьютере летчики пересаживались сразу в кресло реального лайнера.
Справка "РГ"
Ан-148 - ближнемагистральный самолет украинско-российской разработки. Рассчитан на перевозку 65-85 пассажиров на расстояния до 4,4 тысячи километров. Серийное производство ведут заводы в Киеве и Воронеже. Судно приспособлено для эксплуатации на грунтовых аэродромах. Шесть Ан-148-100В летают под маркой государственной транспортной компании "Россия", с осени 2011-го регулярные рейсы совершают также два Ан-148-100Е воронежской авиакомпании "Полет". В 2012 году ВАСО планирует сдать в эксплуатацию семь машин, в 2013-м - двенадцать.