Музейное сообщество подтвердило сенсационную весть: картина Николая Ге "Распятие", которую работники Третьяковской галереи обнаружили в Новочеркасском музее истории Донского казачества, подлинная.
Для искусствоведов Третьяковки это было полнейшей неожиданностью, ведь до сих пор картина в научной литературе не значилась.
"Распятие" - огромный холст высотой почти два метра, на котором Ге со всей силой зрелого мастера изобразил сцену казни Иисуса Христа. За 127 лет со дня создания эта картина пережила войны и революции и сохранилась в прекрасном состоянии, причем с "родной" рамой. А вот каким образом холст знаменитого художника попал в Новочеркасск, неизвестно.
- Работая над выставкой "Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения", мы подняли кипы документов, относящихся к биографии живописца, - рассказала заведующая отделом научной экспертизы Государственной Третьяковской галереи Лидия Гладкова. - В архиве художника Николая Чернышева, входившего в творческую группу "Маковец", мы нашли письмо от 1961 года Леонида Шолохова, бывшего тогда директором музея истории донского казачества. В письме он сообщает, что в музее примерно с 20-х годов хранится картина Ге "Распятие", и прилагает небольшую черно-белую фотографию. Мы попросили у коллег из Новочеркасска макрофотографии некоторых деталей работы, подписи, оборотной стороны холста и рамы.
Московские искусствоведы предположили, что именно об этой картине писал Ге Льву Толстому, когда начинал свою работу над Страстным циклом. Возможно, "Распятие" является первым вариантом картины "Голгофа", находящейся в Третьяковской галерее.
Экспертиза картины показала идентичность подписи Ге на новочеркасском полотне и на работе "Петр Первый допрашивает цесаревича Алексея в Петергофе". Историки новочеркасского музея ведут собственный поиск.
- У нас нет точных сведений о том, как "Распятие" попало на Дон, - говорит заместитель директора по научной работе Новочеркасского музея Донского казачества Евгения Ситливая. - Знаем только, что до войны эта картина уже хранилась у нас. Точнее сказать невозможно, так как все военные архивы были утрачены во время немецкой оккупации. Мы предполагаем, что она попала в музей из какого-то храма, скорее всего из кирхи или костела, так как написана она в соответствии с особым каноном, причем не православным. Видимо, картина была написана на заказ. Однако датируется она 1884 годом, а кирха и костел построены позже. Значит, был период, о котором очень сложно сказать что-то определенное - где была эта работа, кому принадлежала? О существовании в наших запасниках холста Ге мы знали, в 70-х годах картина даже участвовала в выставке художников-передвижников, но широкой научной общественности она все же не была известна.
Недавно из Третьяковской галереи пришла весть, что химический анализ грунта подтвердил подлинность картины. Предстоит еще рентгенографическое исследование. В новочеркасском музее такого аппарата нет, а везти картину в Москву на специальном транспорте и с охраной - мероприятие дорогостоящее. Возможно, сотрудники Третьяковской галереи привезут в Новочеркасск переносной рентгеновский аппарат и сделают последнее исследование.