20idei_media20
    21.12.2011 23:44
    Рубрика:

    Убытки пригородных пассажирских компаний УрФО превысят 1,7 миллиарда рублей

    Развитие пригородных перевозок зависит от регионального финансирования

    В 2011 году убытки пригородных пассажирских компаний на территории субъектов Уральского федерального округа превысят 1,7 миллиарда рублей.

    Пригородные пассажирские перевозки - это социально значимый вид деятельности, где сохраняется государственное регулирование тарифов. Устанавливая цены на билеты ниже экономически обоснованного уровня, субъекты Федерации тем самым оказывают поддержку населению, ведь значительная часть пассажиров электричек относится к разряду социально незащищенных граждан. Как в этих условиях сохранить и развивать пригородное сообщение, обсудили на совещании в Уральском полпредстве президента РФ.

    Напомним, раньше внутри железнодорожной отрасли действовало перекрестное субсидирование, и электрички оставались "народным" видом транспорта за счет более прибыльных видов перевозок. С некоторых пор ставшие самостоятельными пригородные компании (на территории УрФО их работает три) должны как-то сводить концы с концами. Полностью переложить восполнение всех издержек на пассажира нереально: цена билета станет заоблачной. Выходит, поддержать финансово развитие пригородного транспорта должно заинтересованное в этом государство.

    В текущем году правительство РФ утвердило для пригородного пассажирского сообщения льготный тариф на использование транспортной инфраструктуры в размере одного процента от базового, утвержденного федеральной тарифной службой. Кроме того, железнодорожники получили из федерального бюджета субсидию в размере 25 миллиардов рублей. Однако на 73 субъекта Федерации, имеющих сети пригородного сообщения, этого мало: свою лепту приходится вносить и регионам.

    - Схема работы такова: субъект РФ заказывает необходимый объем транспортных услуг, компания-перевозчик рассчитывает экономически обоснованный уровень тарифа, предъявляет субъекту свои расчеты. Затем регион должен решить, какую часть затрат будет оплачивать житель (через стоимость билета) и какую сумму регион должен компенсировать из бюджета, - разъясняет начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов.

    Однако из бюджетов регионов УрФО покрывается лишь 64 процента выпадающих доходов. Картина всюду разная. Там, где поддержка региональной власти существенна, пригородное сообщение достаточно устойчиво, а стоимость билетов более или менее приемлема. Так, в прошлом году убытки пригородных компаний компенсировались в Югре почти полностью, в Тюменской области - на 88 процентов, в Свердловской - на 46. А вот Пермский край, также обслуживаемый Свердловской железной дорогой, раскошелился только на два процента. Итог закономерен: число пригородных поездов сократилось там за год со 146 до 107, а цены на билеты "кусаются".

    В текущем году власти ряда регионов уже не раз возвращались к проблеме, корректируя свой вклад в сторону повышения. Так, руководство Челябинской области планирует рассмотреть вопрос о возможном увеличении финансирования на 151 миллион (первоначально планировалось компенсировать выпадающие доходы перевозчиков лишь на 21 процент - 81 миллион рублей). В Свердловской области на финише года также есть шанс добавить на электрички еще более 118 миллионов. Ну а в 2012-м на эти цели на Среднем Урале будет выделен без малого миллиард, что означает полное покрытие расходов "пригорода" и неизменный транспортный тариф.

    - В июне предельные тарифы на территории области были снижены на 13,4 процента - в итоге рост тарифов по сравнению с прошлым годом составил всего 4,8 процента, - отметил исполняющий обязанности губернатора Свердловской области Анатолий Гредин.

    Он также напомнил, что специально для садоводов и дачников с 1 июля по 1 октября вводилась скидка в размере 50 процентов от стоимости обратного билета на проезд в пригородных поездах, рассматриваются и другие предложения по льготному проезду в электричках.

    Иная ситуация в Зауралье, где на компенсацию убытков владельцев электричек в бюджет не заложено ни копейки. Убытки между тем немалые - в 2011 году они превысят 128 миллионов рублей. Придут ли областные власти и железнодорожники к взаимоприемлемому решению в будущем году, пока неясно. Но понятно, что компенсировать убытки за счет пассажиров в самом бедном регионе Уральского округа явно не получится.

    Поделиться: