Темпы строительства важнейшей для Ямала автотрассы Салехард - Надым не вызывают опасений. Но пока нет внятного ответа на "вопрос десятилетия": когда столицу округа соединит с городом-спутником Лабытнанги, а через него с Северной железной дорогой мост через Обь?
До Надыма по тундре - 330 тяжелых километров. Места топкие, к лету их заливает талой водой. Поэтому автомобильный тракт отсыпают до двух с половиной метров высотой. Через реки, болотистые да овражистые низины надо перебросить с полсотни мостов. Один сдан, несколько скоро введут в эксплуатацию, по иным уже разрешен проезд спецтранспорту. Отсыпано около 60 километров трассы. До недавнего времени работы шли сразу на четырех отрезках пути, оторванных друг от друга. На днях два из них состыковали. Причем произошло это ночью: техника задействована круглосуточно. По словам дорожных строителей, первоначально от одного участка к другому приходилось по 10-12 часов добираться на вездеходах.
Ожидается, что в 2014 году всесезонная дорога свяжет два города ЯНАО. В правительстве округа говорят, что дорожники даже опережают график. А когда появится нормальное шоссе между Надымом и Ноябрьском, жители северо-западной части автономного округа смогут и летом по сухопутью выбираться в европейскую и восточную зоны РФ через Сургут, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень. С точки зрения грузовых перевозок - тоже прорыв. Однако, как и в начале XXI столетия, по-прежнему неясно, когда же административный центр арктического региона получит долгожданный мост через Обь.
Буквально напротив Салехарда, на противоположном берегу реки, - городок Лабытнанги. А там недалеко и до конечной станции Северной железной дороги, связывающей часть предгорной и тундровой территории ЯНАО, а также полуостров Ямал с северо-западом и центром России. Как и десятки лет назад, переправляют с берега на берег людей, автомобили, грузы: в навигацию - паромом и теплоходами, зимой - по ледовой трассе. В межсезонье нередко приходится прибегать к вертолетам.
Мост жизненно необходим. И все-таки его строительство исключительно в целях повышения транспортной мобильности 50-тысячного населения Салехарда - идея разорительная. Это низовье Оби, здесь она разливается на два с лишним километра, а глубина реки достигает 26 метров. Сложная гидрогеология, арктические широты. В общем, затраты соответствующие. Еще четыре года назад эксперты говорили, что полнофункциональный транспортный переход, если таковой здесь появится, станет, скорее всего, самим дорогим в истории отечественного речного мостостроения. Так оно и выходит - во всяком случае, по расчетам проектировщиков.
Они, согласно поставленной задаче, предусмотрели двухуровневый мост длиной почти 2,5 километра и подъездными путями совокупной протяженностью 9 километров. На нижнем "этаже" железная дорога, на верхнем - автомобильная. Даже тротуары спланировали. Первоначально названная ориентировочная стоимость объекта - 15,4 миллиарда рублей - никого не смутила. Эту цифру вице-губернатор округа Анатолий Острягин назвал осенью 2007-го, предположив, что к работам можно приступить уже в 2008-м. Через два года другой заместитель, Станислав Кушнаренко, обнародовал "реальную цену" - 56,7 миллиарда. Сумма сопоставима с величиной капиталовложений в один из крупнейших промышленных проектов УрФО - завод по производству полипропилена в Тобольске. Старт строительству салехардского моста дадут в 2010 году, а в 2015-м по нему откроют движение, обнадежил Кушнаренко.
Сегодня никто из официальных лиц не берется определенно сказать, когда же начнутся работы. Зато достоверно известно другое: проект, утвержденный было во всех инстанциях, отвергнут - в силу его дороговизны. Надо заказывать новый, усеченный - без шоссейного пролета. Северяне приуныли: распрощаться с паромом не удастся. Недавно один из жителей Салехарда предложил губернатору ЯНАО Дмитрию Кобылкину осуществить экзотическую идею - протянуть для пешего люда всепогодную канатную дорогу. Глава региона поручил специалистам "изучить тему". По его словам, "канатка" в два-три пролета обойдется казне приблизительно в 1,5-3 миллиарда рублей, и такой вариант рассматривать стоит. Ну а сам мост, предположил Кобылкин, начнут возводить в 2012-м.
Согласно свежим расчетам, облегченный мост подешевеет сразу вдвое. Это принципиально важно для судьбы амбициозного транспортного проекта, находившегося до последнего времени в финансовом тупике - Северного широтного хода (СШХ). Это 700-километровая железнодорожная магистраль Лабытнанги - Надым - станция Коротчаево. Она окупит себя, заверяют в корпорации "Урал промышленный - Урал Полярный", благодаря интенсивным грузопотокам. В зоне будущей дороги, поясняет заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров, только доказанных запасов газа 738 миллиардов кубов, нефти и конденсата - 170 миллионов тонн. Первоначально стоимость ветки оценивалась корпорацией в 181 миллиард рублей. В качестве гарантированных инвесторов назывались корпорация, ОАО "РЖД", автономный округ, Газпром. Предусматривались и солидные вложения федерального бюджета - не менее четверти всех затрат. Однако Минфин держит паузу: пока экономическая целесообразность СШХ под вопросом. Вопреки ожиданиям железную дорогу, в отличие от автомобильной трассы Салехард - Надым, правительство РФ не включило в список приоритетных инвестиционных проектов Уральского округа. Корпорации в очередной раз предложили - под госгарантии - искать инвесторов.
Таковых после долгих переговоров нашли, подписано соглашение с группой чешских банков. Открывается кредитная линия на 1,5 миллиарда евро. Принято условие европейских финансистов: подрядчика выбирают они. Ныне известно название зарубежной компании, которой доверено укладывать шпалы поверх вечной мерзлоты в партнерстве с Ямальской железнодорожной компанией и концерном. Между тем стараниями российской стороны проект подешевел уже на 47 миллиардов. Экономия, заявлено, будет достигнута не только благодаря секвестированию проекта салехардского моста, но и за счет применения неких "новейших технических разработок". Осенью российская фирма приступила к строительству другого крупного железнодорожного пролета - через реку Надым, рядом с одноименным городом. От него-то и пойдет магистраль. Прежде в качестве первоочередного объекта СШХ значился мост через Обь.
Между тем
Президент ассоциации строителей Сургута и Сургутского района Алексей Сафиоллин доказывает необходимость строительства близ самого большого города Югры второго автомобильного моста через Обь с мощной транспортной развязкой. Без него немыслимо нормальное функционирование федеральной трассы Тюмень-Салехард. Суточный поток машин уже вдвое превысил прогноз проектировщиков на 2015 год. Щадящая плата за проезд, полагает Сафиоллин, позволит окупить затраты на новый мост.