В этом году с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении было перевезено 379 тысяч пассажиров. При этом программа субсидирования дала импульс развитию внутрирегиональных перевозок.
Так, увеличение объема перевезенных пассажиров на региональных авиалиниях в Якутии составило 28 процентов, а в Дальневосточном регионе в целом - 11,5 процента. Также льготные перевозки пользовались повышенным спросом у молодежи, а благодаря дополнительным скидкам - у семей с детьми в возрасте до 12 лет. В 2012 году минтранс предлагает включить в программу льготных авиаперевозок для жителей Дальнего Востока еще три города: Певек, Тикси и Нарьян-Мар. С 1 января 2011 года стартовала программа по субсидированию авиаперевозок из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград. На ее реализацию было выделено 738 млн рублей. Из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении в рамках программы было перевезено 2550 человек. Если в этом году дотационные перевозки распространяются на жителей Калининградской области до 23 и старше 60 лет, то со следующего, 2012 года, возрастные ограничения будут сняты.
Калининградцы, желающие посетить столицу, смогут получить на полет скидку в 60 процентов. При максимальной стоимости билета в 3,6 тысячи рублей государство готово компенсировать авиакомпаниям перевозку в размере 2,2 тысячи рублей. Полет в Санкт-Петербург из этого региона будет оплачиваться государством на сумму в 1,7 тысячи рублей - это немного больше, чем 50 процентов от максимальной стоимости билета в 3,3 тысячи рублей. Такие изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий авиакомпаниям внесены постановлением правительства. Сейчас вылеты из Калининграда совершают 17 авиакомпаний, беспосадочные перелеты осуществляются в 12 городах. И каждую неделю из Калининграда отправляется 224 внутренних и 63 международных рейсов.
Благодаря субсидированию полетов из госказны обеспечивается доступность авиауслуг для местных жителей
У компаний, заинтересованных выполнять полеты из Калининграда с гарантированным финансированием из госбюджета, еще есть время подумать о наращивании парка. Заявку для заключения договора на 2012 год они должны подать в Росавиацию не позднее первого апреля. В документе обязательно надо будет указать маршруты и типы судов, которые планируется использовать при перевозке пассажиров. Кроме того, для участия в проекте авиаперевозчики должны отдавать предпочтение на этих маршрутах современным судам отечественного производства. А максимальная планка стоимости билета должна быть не выше 3,6 тысячи рублей. Сейчас, заметим, билет в Калининград на ближайшие даты стоит семь тысяч рублей.
Договоры с компаниями агентство заключит в течение 14 дней со дня окончания срока направления ими заявлений. То есть продажа билетов по специальному тарифу может быть открыта с середины апреля.
Могут быть внесены и уточнения в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. Будет, например, расширен перечень пассажиров, которым положена скидка. Предполагается, что ее получат женщины старше 55 лет. По прежним правилам льгота положена молодежи до 23 лет и гражданам старше 60 лет.
Всего же с 2012 по 2014 год из федерального бюджета субъектам планируется ежегодно выделять на региональные авиаперевозки на территориях Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов по одному миллиарду рублей. Кроме того, предусмотрено выделение из казны еще 2,7 миллиарда рублей на льготные перевозки пассажиров с Дальнего Востока и из Сибирского федерального округа в европейскую часть России.
Между тем благодаря субсидированию полетов из федеральной казны, обеспечивается не только ценовая доступность авиатранспортных услуг для жителей отдаленных регионов. Стабильный госзаказ помог авиаперевозчикам пережить нелегкие для экономики 2009 и 2010 годы. Некоторые компании даже специально начали разворачивать сеть маршрутов на Дальнем Востоке. Кроме того, была сохранена сеть нерентабельных авиамаршрутов, интенсивность работы которой уже сегодня указывает на ее высокий потенциал. И если в 2009 году в программе участвовали семь отечественных авиакомпаний, с апреля по ноябрь 2010 года - уже двенадцать, десять из них выполняли регулярные рейсы. При этом выполнялись полеты по 26 социально значимым направлениям. А количество перевезенных пассажиров практически удвоилось. Всего за это время по специальному тарифу было продано билетов на 1,2 миллиарда рублей. Лимит денежных ассигнований, выделенных авиаперевозчикам в качестве субсидии, был освоен полностью. За это время субсидированными перевозками воспользовались более 327 тысяч пассажиров.
Субсидии из местных и региональных бюджетов поддержали рынок региональной авиации. Так, правительство Республики Саха (Якутия) в 2002 году утвердило государственную целевую программу развития воздушного транспорта республики. И тогда же началось субсидирование внутрирайонных перевозок с ежегодным объемом финансирования из республиканского бюджета в размере более 100 миллионов рублей. Сейчас на региональные рейсы в стране приходится семь процентов от общего количества перевозок, авиакомпании выполняют регулярные полеты по 45 региональным маршрутам. И их сеть постоянно расширяется. Ежегодный рост объема перевозок в этом секторе составил за последние три года 8 процентов.