22.12.2011 23:44
    Поделиться

    Алексей Лихачев: О ликвидации сайта госзакупок речи не идет

    Алексей Лихачев, заместитель министра экономического развития

    Российская газета: Минэкономразвития подготовило законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС), которая заменит существующую сегодня систему государственных закупок. У вас в проекте закона предусмотрено формирование общественных советов по закупкам. Блогеры утверждают, что на практике они все равно ничего не решат...

    Алексей Лихачев: Сейчас механизм воздействия на зарвавшихся чиновников - всероссийский "интернет-колокол". Но, к сожалению, далеко не после каждого такого скандала отменяется заказ. Потому что формально чиновник на шум в Интернете не обязан реагировать.

    Мы сейчас всерьез работаем над разделом об общественном контроле. И хотим дать Общественному совету более широкие полномочия. Мы предлагаем, чтобы члены совета имели право запрашивать всю информацию о заказе, могли подавать предписания, участвовать в работе приемочной комиссии. Тогда это будет орган реального взаимодействия власти и общества.

    РГ: Еще одно опасение интернет-сообщества - сайт госзакупок. Якобы закон его фактически ликвидирует, а именно по этому сайту сейчас можно отследить самые вопиющие сделки и сообщить о них. Это так?

    Лихачев: Ни о какой ликвидации сайта речь не идет и не шла. Наша новация состоит в том, что мы предлагаем и для публичного, и для профессионального контроля открыть в информационной системе все стадии закупки - от планирования, размещения до хода реализации и приемки контракта. То есть информации будет раскрываться больше, а не меньше.

    Для регионов предусмотрено право заказчика располагать информацию о закупке не только на общем портале, но и на "местных" сайтах. Сейчас такой нормы нет.

    Штраф на миллион

    РГ: Заказчики буквально стонут из-за того, что поставщики не выполняют условия контракта. Судебные тяжбы по этому поводу тянутся годами, сменить недобросовестного подрядчика невозможно. Что предлагает им новый закон?

    Лихачев: Механизм одностороннего расторжения контракта. Заказчик может принять ответственное решение об этом в случае, если нарушены определенные условия договора и положения закона. В проекте закона дается перечень возможных нарушений - право расторгнуть контракт есть, если срываются сроки поставки, поставляется товар ненадлежащего качества. А в самом контракте при этом должно быть четко указано, что заказчик имеет право его расторгнуть при таких-то условиях.

    РГ: Не слишком круто? Заказчики не начнут вымогать взятки, угрожая расторжением?

    Лихачев: В течение двадцати дней подрядчик имеет право обжаловать расторжение контракта в контрольном органе. Если он знает, что правда на его стороне, товар поставлен, то обращается в ФАС, а антимонопольщикам хватит 10-12 дней, чтобы остановить заказчика. Эта процедура в службе налажена хорошо.

    РГ: Помимо расторжения контракта недобросовестному поставщику что-то угрожает?

    Лихачев: Штрафные санкции. Причем регионы настаивают, и мы с ними соглашаемся, что в законе должно быть указано минимальное требование к сумме штрафа. Но в зависимости от рисков, которые несет заказчик, ставка может быть повышена. Например, школу надо обязательно сдать к 1 сентября, а контракт сорван.

    РГ: Прав чиновникам новый закон дает много. А ответственность для них предусмотрена? Ведь не все заказчики "белые и пушистые"...

    Лихачев: Красной нитью через закон мы провели принцип персональной ответственности заказчика. Мы создаем институт контрактной службы, сотрудники которой занимаются только закупками и делают это на профессиональной основе.

    Это означает, что для каждой закупки, каждого контракта есть должностное лицо, которое принимает решения, отчитывается за них, ставит подписи под всеми документами.

    А вот для тех, кто нарушил закон, в рамках Гражданского кодекса предусмотрены штрафы, увольнения, дисквалификация. Сумма штрафа может составить до миллиона рублей.

    Что изменит ФКС

    Лихачев: Мы предлагаем ввести разные способы закупок, которые позволяют выбрать действительно лучшее предложение в разных категориях товаров, работ или услуг.

    Основная процедура торгов - открытый конкурс. Заказчик выставляет набор критериев из списка, определенного законом: качество, опыт выполнения аналогичных работ, срок выполнения работы, гарантия. Критериев должно быть не меньше двух, одним из которых всегда является цена. Причем удельный вес цены может быть уменьшен до 20 процентов. Но есть и более сложные закупки. Для науки, искусства, реставрации, проектных работ мы предлагаем двухэтапный конкурс. На первом этапе обсуждаются концепции, заказчик окончательно определяется с требованиями к результату работы. А на втором - по окончательному техзаданию заказчика участники выдвигают свои коммерческие предложения.

    Если речь идет о ситуациях, когда выполнение контракта очень ответственно, цена ошибки слишком велика и нужно "подстраховаться" и быть уверенным в квалификации поставщика, применяется конкурс с предквалификацией.

    РГ: В адрес предквалификации звучало много критики, опасались, что она ограничит конкуренцию, создает риски коррупции...

    Лихачев: Главное опасение заключалось в следующем: как только появится возможность выставлять дополнительные требования, недобросовестный заказчик сформулирует их так, чтобы прошел только его исполнитель, а применять предквалификацию будет везде, где только можно.

    Но само по себе введение строгого квалификационного отбора в некоторых случаях, например, для поставок детского питания, медицинского оборудования и лекарств, капитального ремонта и строительства, все считают полезной новацией. Поэтому по итогам обсуждения мы усилили конструкцию конкурса с ограниченным участием, жестко ограничили случаи применения предквалификации.

    Во-первых, мы пишем, что дополнительные требования могут выставляться только по тем видам закупок, которые определяет правительство. Во-вторых, правительство же определит исчерпывающий перечень документов, которые может требовать заказчик в рамках этой процедуры.

    "Российская газета",  10 октября 2011 года

    Поделиться