Нулевые годы, по крайней мере, до начала кризиса, были уникально благоприятными с точки зрения роста доходов населения. За девять лет реальная зарплата населения, то есть за вычетом инфляции, выросла почти в 3,5 раза, а реальные располагаемые доходы населения - в 2,5 раза.
Цифры и только цифры
Росла зарплата и в частном, и в государственном секторе. Особенно удачными для бюджетников была вторая половина 2000 годов, когда сокращался разрыв между их зарплатой и средней оплатой труда в экономике. Пенсии за эти годы увеличились в 2,8 раза. При этом рост доходов опережал темпы роста производства. Что говорит о том, что свой вклад в это внесло и удорожание нефти.
Снижалась безработица. Если в начале 2000 годов она превышала 12 процентов от экономически активного населения, то к моменту кризиса упала вдвое. Сейчас безработица - в пределах 6-6,5 процента, что является хорошим результатом по международным меркам даже для некризисных времен.
Быстрый рост потребительского спроса, подпитываемый увеличением доходов населения, затруднял борьбу с инфляцией. Но все же постепенно, шаг за шагом она снижалась. В этом году можно ожидать рекордно низкого уровня - не более 6,5 процента.
Однако заслуга правительства не только в том, что росли доходы населения, снижалась безработица, но и в том, что бюджетная политика не была сиюминутной, она строилась с учетом долгосрочной перспективы. Правительство не забывало об уроках 1998 года, когда обвал цен на нефть вызвал падение доходов населения на 40 процентов, девальвацию национальной валюты, всплеск инфляции. Чтобы быть готовым к возможному ухудшению внешней конъюнктуры, правительство откладывало часть нефтяных доходов сначала в Стабилизационном, а потом в Резервном фонде. Такая политика была непопулярна в обществе, для ее проведения в жизнь приходилось преодолевать сопротивление. За счет части нефтегазовых доходов погашался внешний госдолг, он снизился с почти 100 процентов ВВП до 6 процентов.
Опыт кризиса 2008-2009 годов показал, что такая политика была вполне оправданна. Мы видим, что многие страны, в том числе и развитые, не только пострадали от кризиса, но и столкнулись с непреодолимыми бюджетными проблемами. Для их решения они вынуждены пойти на сокращение в пожарном порядке пенсий и зарплат в бюджетном секторе. Сейчас они сталкиваются со снижением кредитного рейтинга, что делает все более дорогими заимствования и для государства, и для частного сектора. Мы же преодолели бюджетные проблемы сравнительно безболезненно. Реальная заработная плата незначительно снизилась в 2009 году, но уже в 2010-м это понижение было отыграно. Продолжается повышение пенсий. У нас по-прежнему один из самых низких уровней госдолга.
Накопленные в нефтегазовых фондах средства не только позволили выполнить все бюджетные обязательства, сохранить уровень зарплат в бюджетном секторе, увеличить уровень пенсий, но и стали источником масштабной антикризисной программы, которая позволила сохранить рабочие места в промышленности, поддержать рынок труда, защитить от кризиса банковский сектор.
Что еще надо сделать
Однако сейчас перед страной стоят новые задачи. Мы не можем рассчитывать на то, что в 2010 годы повторится уникальный рост цен на нефть. В ходе кризиса мы потратили значительную часть Резервного фонда, сохраняется высокая неопределенность в отношении цены на нефть и внешней конъюнктуры. Поэтому нам необходимо вновь заботиться о своей макроэкономической стабильности. Нужно как можно скорее восстановить действие бюджетных правил, определяющих использование нефтегазовых доходов, разработать среднесрочную бюджетную стратегию. И сверять с ней все текущие бюджетные решения. Следует приложить усилия для реализации программы повышения эффективности расходов, которую приняло правительство. Нужно продолжать снижать уровень инфляции. Это важная макроэкономическая и одна из важнейших социальных задач.
А основным источником повышения доходов населения станет увеличение производства. Поэтому мы должны создать для него максимально благоприятные условия. Нужно заняться проблемами, на которые указала в только что вышедшем докладе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - улучшением делового климата. Нам необходимо повысить норму накопления, сочетать быстрый рост потребления с активным инвестиционным процессом.
Надо сделать нашу экономику привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов, снизить барьеры, создаваемые избыточным государственным регулированием. По оценкам Всемирного банка, по сложности получения разрешения на строительство мы находимся на предпоследнем месте в мире. Еще одно узкое место - высокие административные барьеры для внешней торговли. Но большинство быстро растущих экономик добились этого за счет динамичного наращивания экспорта.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы.
"Российская газета" ,
20 декабря 2011 г.