Новости

26.12.2011 00:55
Рубрика: Власть

Внесено президентом

Условия участия в выборах политических партий станут проще

На следующих выборах в Государственную Думу от сбора подписей избирателей в поддержку своих кандидатов могут быть освобождены не только парламентские партии, но и все остальные. Политическим партиям станет и проще жить, и легче родиться.

23 декабря президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму сразу два законопроекта по либерализации политической системы, о необходимости которой глава государства говорил в своем недавнем Послании Федеральному Собранию. Предложенные им поправки в избирательное законодательство отменяют сбор подписей при проведении любых выборов, за исключением выборов президента страны. Такая повинность остается только для общественных объединений, желающих участвовать в выборах органов местного самоуправления. Они должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

На президентских выборах непарламентским партиям придется обратиться к избирателям за "автографами". Однако, согласно законопроекту, их потребуется в двадцать раз меньше - 100 тысяч подписей избирателей, а не минимум два миллиона, как сейчас. С двух миллионов до 300 тысяч сокращается число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату-самовыдвиженцу.

Комментируя президентский законопроект о смягчении требований к регистрации партийных кандидатов на выборах, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что его нормы "должны максимально быстро вступить в силу". "Это является одной из сущностных задач, связанных с либерализацией политической системы", - уточнил Плигин.

Вторая президентская инициатива, как заметил, комментируя по просьбе "РГ" законопроект, Плигин, меняет подход к "созданию и частично деятельности политических партий". Требования становятся настолько либеральными, что в России политической партией может быть признана организация, в которой всего 500 человек. И вовсе не обязательно, чтобы партийные ячейки действовали не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Эта норма из действующего Закона "О политических партиях", куда вносятся президентские поправки, отменяется. Партия сама собственным уставом может установить, сколько ей нужно создать региональных структур. И не может быть ликвидирована по причине того, что в ее региональных отделениях мало членов этой партии. Отчитываться за свою финансовую деятельность политической партии придется гораздо реже - раз в три года.

Вступление в силу этого федерального закона, в случае его принятия, предусматривается со дня официального опубликования документа, за исключением отдельных положений. То есть малые партии в России могут появиться уже в 2012 году. И даже участвовать в тех выборных кампаниях, который будут объявлены после того, как все нормы закона начнут действовать.

Конечно же, как предполагает Владимир Плигин, на каком-то этапе пониженные требования к созданию политических партий в России могут вызвать

"существенное увеличение" их числа. Впрочем, глава комитета уточняет, что некоторые действующие сейчас ограничения для организации партий все-таки сохраняются. Нельзя создавать партию на основе тех критериев, которые неприемлемы с точки зрения российской политической действительности. Согласно закону, недопустимо создавать по этническому, по религиозному, по профессиональному или региональному принципу. Глава комитета считает, что такие ограничения совершенно оправданны и необходимы, потому что "с точки зрения государства задача политических партий заключается в формировании единого политического пространства применительно к Российской Федерации в целом". А не в делении его на сегменты. Но Плигин "не против того, чтобы в России создавались небольшие партии со всеми возможностями", которые дают им законы. Однако вряд ли стоит ожидать продолжительного партийного бума в стране. Современное политическое пространство, как правило, представлено двумя, тремя, максимум пятью направлениями взглядов - левого толка, правого толка, консервативного - с некоторыми вариациями. "А российское политическое поле, применительно к российским политическим партиям, носит уже зрелый характер", - не сомневается Плигин. К тому же, как он заметил, "политические партии образуются людьми, которые стремятся к лидерству", поэтому совершенно естественно, что каждый из этих лидеров заинтересован в максимально возможном привлечении к участию в своих партиях людей. "Потому что объявить себя лидером политической партии пятисот не дней, а человек, это, конечно, смелое решение. Но я сомневаюсь в его конечной продуктивности, - сказал Плигин. - Правда, мне могут возразить, что численность партии большевиков накануне семнадцатого года наверное, укладывалась человек в двадцать, если говорить о партийных функционерах.

Глава комитета считает, что своими новыми инициативами президент "серьезным образом" откликнулся "на все те предложения, которые делались различными представителями гражданского общества, различного рода объединений, критиков современной политической системы". "И мне представляется, что в этом случае задачей всех добросовестных участников процесса является сотрудничество в рамках реализации тех норм и тех идей, которые заложены в законопроектах", - заметил Плигин. По его словам, президентские законопроекты создают условия для того, чтобы учитывать мнение всех, кто готов участвовать в политическом процессе, за исключением маргинальных слоев, которые "в принципе не хотят участвовать в процессе". Он уточнил, что это относится к крайним формам анархизма и религиозных течений.

Как убежден Владимир Плигин, в случае реализации этих предложений российская избирательная система становится одной из самых демократических в мире.

Власть Работа власти Внутренняя политика Президент Избирательное законодательство
Добавьте RG.RU 
в избранные источники