Патриарх: Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам права на разделение

Патриарх считает, что у нас нет права на разделение.

"Пусть Господь вразумит всех, кто имеет разные точки зрения, в том числе на политическое положение в стране и на минувшие выборы, и поможет вступить в реальный гражданский диалог, чтобы не разрушалась наша национальная жизнь, - сказал Патриарх Кирилл 18 декабря в Богоявленском соборе Ногинска.

"Власти должны с большим доверием отнестись к людям и содействовать этому диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий - с тем, чтобы никакие человеческие соблазны, никакие ошибки, никакое неправильно понятое служение благу страны не разделяло людей", - добавил он. - Кровь, пролитая в XX веке, не дает нам права на разделение".

А накануне, в храме Христа Спасителя, Патриарх призвал россиян не становиться жертвами информтехнологий, имеющих целью "круто поменять историческое течение нашего Отечества". Он напомнил о "странах, где снова проливается кровь", отметив роль Интернета в организации массовых протестов, и подчеркнул, что состояние общества зависит от каждого человека, от его внутреннего настроя поступать по совести. Кирилл сказал и о гордыне, "подвигающей одних судить власть имущих, а других захватывать власть чужими руками и ценой чужих жизней".

"Сегодня массовые настроения людей определяются не Божьей правдой, а информтехнологиями. Мы знаем, до чего это доходит в некоторых странах, когда снова проливается кровь. Как важно, чтобы мы, наследники великой России, прошедшие через страшные испытания XX века, сегодня оказались способными воспринять уроки прошлого, не повторять ошибки отцов 1917 года и тех, кто в 90-е годы круто менял жизнь нашего народа", - сказал Патриарх.

Комментарий

Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата

Не правы те, кто ждал, что Предстоятель займет чью-то сторону, примкнет к одной из спорящих групп. Боюсь, разочарование ждет их и впредь: Патриарх - пастырь, а не политик. А в чем пастырская позиция? В том, что все люди - чада Божии. И забота пастыря простирается на всех: на правых и виноватых, на власти предержащие и оппозицию. Обо всех болит сердце, о каждом совершается молитва - о мире среди людей и стабильности в обществе, о сохранении и уважении человеческого достоинства, о торжестве правды Божией.

Патриарх говорил о том, что есть правда Божия - и есть очень много маленьких человеческих правд, и борьба за эти маленькие правды лежит в том числе и в основе современной политической системы. Но именно правда Божия и должна быть единственным мотивом, побуждающим человека идти до конца. А абсолютизация человеческой правды вне ее соотнесенности с правдой Божией опасна - и в нашей недавней истории есть масса иллюстраций такой опасности. Это не значит, что эти правды недостойны того, чтобы их отстаивать. Вопрос в мере и способах.

Также Святейший акцентировал необходимость заботы о человеке и человеческой душе. Именно человек с его способностью сопротивляться искушениям и соблазнам - залог стабильности, мира и солидарности в обществе. Забота об экономических и социальных показателях, бесспорно, важна, однако - вторична по отношению к внутреннему состоянию человека. И конечно, в первую очередь как раз это состояние - предмет попечения Церкви. Но мы должны осознать, что именно человек сегодня должен стать первоочередной заботой и государства, и общества. По слову Спасителя "из сердца человеческого исходят злые помыслы". И они потом рождают социальные катаклизмы. Так что на деле ценности, которые человек носит в своем сердце, обладают не меньшей стратегической важностью, чем базовые экономические показатели.

К кому обращался Патриарх? Очевидно, что ко всем - к власти и обществу, к согласным и несогласным. Восстановление общественного доверия, по его словам, возможно при условии, что власти со своей стороны будут с большим доверием относиться к людям и содействовать "диалогу и общению, преодолению недоумений и разногласий". А весь наш народ последует призыву апостола - "облекитесь во всеоружие правды Божией".

Отдельно Предстоятель обратился к духовенству - людям Церкви, ежедневно несущим свое служение "во всех концах земли", представляющим Церковь в общении с миром. "Смело свидетельствуйте о правде Божией, находите правильные слова, обращайтесь к людям", - разве это не призыв Предстоятеля ко всей нашей Церкви выступать против лжи, защищать Божью правду, быть неравнодушными по отношению к тем проблемам, которыми живет общество? По словам Патриарха, сегодня священнику уже недостаточно просто "панихидку отслужить", попрощаться с паствой и отрешиться от окружающей реальности, спрятавшись за храмовыми стенами. Но каждый пастырь в своей заботе о Церкви просто обязан "обращаться к людям вне богослужения, передавая им свое понимание жизни". Кто же после такого призыва Патриарха упрекнет Церковь в отстраненности и молчании, пассивности, безразличии к процессам, которыми живет народ?

Кто-то поспешил назвать позицию Патриарха и Церкви "нейтральной". И это, на мой взгляд, совершенно неверно. Нейтралитет - это неучастие в конфликте двух сторон посредством неоказания помощи какой-либо из них. Это позиция пассивная, взгляд стороннего наблюдателя. Выраженная же Предстоятелем позиция Церкви иная - она принципиально внеполитическая. Не нейтральная, не безучастная - это видно в каждом слове недавних проповедей Святейшего. Патриарх сегодня предлагает совсем другой угол зрения на события, будоражащие всех, - и тех, кто "за", и тех, кто "против", и тех, кто никак не может определиться. При этом он говорит так, как никто больше не может сказать. И в этом - сила и ценность его слова, звучащего с церковного амвона и обращенного к сердцу каждого человека.

"Нам более не дано право на разделение" - очень важно, чтобы этот призыв был услышан.