Новости

23.12.2011 00:52
Рубрика: Власть

Предотвратить и обезвредить

Комплексная безопасность на транспорте потребует централизации всех баз данных, включая персональные сведения о пассажирах

Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, принятую в 2010 году и рассчитанную до 2013 года, необходимо продлить до 2015 года включительно, считают в минтрансе. Вместе с федеральными органами власти (минтрансом, ФСБ, МВД, МЧС) ее реализацией занимаются региональные администрации и компании транспортной инфраструктуры. Основные проблемы, встающие на этом пути, связаны с дополнительным финансированием расходов на увеличение штатной численности персонала, с подготовкой специалистов, способных оценивать пассажиропоток на предмет потенциальной угрозы, с содержанием систем безопасности, с прокладкой новых информационных коммуникаций, электроснабжением.

Сергей Нарышкин, выступая на юбилейном форуме "Транспорт России", сообщил, что система комплексного обеспечения безопасности на транспорте должна быть внедрена до 2014 года. Причем инвестиции в развитие транспорта будут расти. В приоритетном порядке будут финансироваться транспортные объекты, имеющие высокую степень готовности. Тем более все эти вопросы приобретают особую значимость в связи с подготовкой к важнейшим международным мероприятиям - саммиту АТЭС в 2012 году, Всемирной летней универсиаде в 2013 году, зимним Олимпийским играм 2014 года, чемпионату мира по футболу в 2018 году.

"На транспорте, - подчеркнул Нарышкин, - необходимо внедрять новейшие информационные технологии, создавать современную инфраструктуру, развивать интермодальные перевозки".

Комплексной программой предусмотрено, что в приоритете находятся виды транспорта, наиболее подверженные рискам незаконного вмешательства и террористических атак, - аэропорты, железнодорожные вокзалы, высокоскоростные и скоростные магистрали. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на транспорте также включены в программу. В целом она предполагает ускоренное оснащение системами безопасности транспортных объектов. Но если на первом этапе реализации программы (до 31 марта 2011 года) наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства оснащались устройствами, лишь обеспечивающими уменьшение их уязвимости от незаконного вмешательства, то на втором этапе (до 31 декабря 2012 года) должны вводиться принципиально новые инженерно-технические устройства. А до 31 января 2013 года будет выстроена комплексная система безопасности, включающая правовую базу, профессиональные кадры и информированное, способное грамотно оценивать опасные ситуации население.

Сегодня, по данным минтранса, практически на всех видах транспорта меры первого этапа программы уже реализованы. Как рассказал "РГ" заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, железнодорожный транспорт оснащается системами интеллектуального видеонаблюдения (КАРС), на вокзалах устанавливаются взрывозащитные контейнеры. Они установлены в Казани и Владивостоке, на вокзалах высокоскоростных магистралей (Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород, Санкт-Петербург - Бусловская). Аппаратура видеонаблюдения размещена на 30 вокзалах Северо-Кавказской железной дороги. Другие российские вокзалы используют свыше 230 стационарных металлоискателей.

Безопасность населения на водном транспорте также требует значительных финансовых вливаний. Морские порты в России, как правило, находятся вблизи или внутри крупных городов, на их территории располагаются различные терминалы и склады с нефтеналивными и другими опасными грузами. А разрушение гидротехнических сооружений может привести к затоплению целых городов, другим катастрофическим последствиям. Поэтому в комплексной программе заложены и выполняются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности этих объектов.

Акватории шести морских портов - Владивостока, Калининграда, Сочи, Махачкалы, Новороссийска и Мурманска - уже усилены комплексными системами транспортной безопасности. Завершено оснащение аналогичными системами 11 гидроузлов наиболее уязвимых гидротехнических сооружений, среди которых Балаковский, Переславский гидроузлы, ФГУ "Волго-Донское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", Девятинский, Городецкий, Кочетовский, Федоровский и Чебоксарский гидроузлы. На судоходных гидротехнических сооружениях Канала имени Москвы, причалов Северного и Южного речных вокзалов, причала Западного речного порта города Москвы, Иваньковского, Угличского и других гидроузлов также идут подобные работы.

В зоне особого внимания - метро. Все метрополитены России также оснащаются взрывозащитными контейнерами, портативными обнаружителями паров взрывчатых веществ, переносными рентгенотелевизионными комплексами, металлообнаружителями рамочного и ручного типов, стационарными досмотровыми рентгеновскими установками конвейерного типа и другими мобильными средствами безопасности.

Современные инженерно-технические устройства государство закупает и для воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, для автомобильных дорог России. Чтобы техника отвечала современным стандартам, предусмотрено бюджетное финансирование научных исследований и пилотных проектов, касающихся особо уязвимых объектов. Аэропорты относятся к таким объектам повышенной опасности. Там уже появились усовершенствованные интроскопы, через которые проходит багаж. Специальные программы настроены на автоматическую идентификацию отдельных элементов разных предметов и различают все "мелочи", вплоть до курка пистолета.

Определить степень важности объектов транспорта и просчитать возможные последствия от чрезвычайных ситуаций позволяет категорирование транспортной инфраструктуры, которое проводят профильные агентства. Если это аэродром с небольшим оборотом, где фактически 90 процентов пассажиров знают друг друга, избыточных требований по защите этого объекта быть не должно. Соответственно, снижаются затраты. Но аэропорты международного уровня, с высокой проходимостью, требуют максимальной бдительности. Поэтому там уровень штатных сотрудников по безопасности будет только увеличиваться. Минтранс уже зарегистрировал в минюсте несколько десятков приказов, учитывающих уровни безопасности и меры защиты для различных категорий объектов транспорта и транспортных средств. "Сейчас фактически создана вся необходимая нормативная база для проведения оценки уязвимости транспортных объектов и планов по их защите", - констатирует Андрей Недосеков.

Ужесточены и нормы основных отраслевых законов. По его словам, Уголовный и Административный кодексы РФ предусматривают введение жесткой уголовной ответственности за нарушение требований при работе железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, если оно повлекло причинение крупного ущерба, а также смерть людей. Размер ущерба, который признается крупным, - более одного миллиона рублей. Закон увеличивает штрафы за повреждение железнодорожных путей, сооружений и устройств сигнализации, связи, какого-либо другого транспортного оборудования. Установлена административная ответственность за непредоставление информации о готовящихся терактах или незаконном вмешательстве в объекты транспортной инфраструктуры. Но и это не все. Недавно министр транспорта Игорь Левитин призвал частично перенести федеральный закон "О транспортной безопасности" в закон "О противодействии актам незаконного вмешательства на транспорте". Минтранс также считает необходимым внести изменения в постановление правительства "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)". И исключить ведомство из числа тех, кто уполномочен определять (изменять) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Это предложение продиктовано тем, что функция по противодействию терроризму не входит в компетенцию минтранса.

Что касается внедрения новинок для защиты транспортных объектов от возможных посягательств на жизнь и здоровье пассажиров, то базовый принцип разработки техники нового поколения связан не только с тем, чтобы предотвращать проникновение потенциально опасных лиц к местам массового скопления граждан на разных видах транспорта. Но и с тем, чтобы задерживать преступников уже на подходе к ним. Например, все станции российского метро будут оборудованы новейшими системами досмотра пассажиров, о существовании которых люди даже знать не будут. Пока такими "пилотными" ноу-хау оснащены зоны на нескольких железнодорожных вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, станциях "Охотный ряд" Московского метрополитена и "Ладожская" в Санкт-Петербургском метро. Собственники этих транспортных объектов совместно с ФСБ России сейчас тестируют новейшие системы. Этот опыт технических и организационных решений учтут при дальнейшей реализации программы.

Сейчас перестраивается вся система безопасности - переобучаются специалисты, создаются адекватные технические средства и новый уровень консолидации и обмена информацией между ведомствами. Важную роль в обеспечении безопасности транспортного комплекса играют высококвалифицированные кадры, их своевременная профессиональная подготовка, обучение, аттестация, повышение квалификации. Сегодня во всех учебных заведениях транспортного комплекса созданы кафедры по подготовке специалистов в области транспортной безопасности и повышению их квалификации (три учебных центра при транспортных вузах и планируется создание еще шести), а при МИИТе организован Институт комплексной безопасности. Готовность сотрудников транспортных компаний работать с новинками станет одним из предметов проверок в 2012 году со стороны Ространснадзора, пообещали в минтрансе.

По оценкам ВЦИОМ, кстати, уровень удовлетворенности населения мерами, принимаемыми органами исполнительной власти для обеспечения безопасности населения на транспорте, в большинстве регионов превышает целевой показатель и составляет 43% от числа опрошенных. Впрочем, в случае обнаружения подозрительных предметов и лиц в транспорте подавляющее большинство людей (45-86% и 40-100% в зависимости от региона) не сообщали об этом сотрудникам полиции или водителям и машинистам. При этом столько же людей готовы сообщать о своих подозрениях по бесплатной "горячей линии", при помощи смс или интернет-портала экстренной службы транспортной полиции. Поэтому одна из задач комплексной программы - формирование индивидуального и общественного сознания, повышение грамотности населения в области обеспечения транспортной безопасности. Программой, в частности, предусмотрена интеграция информационных ресурсов органов исполнительной власти всех уровней в единое защищенное закрытое информационное пространство, включая персональные данные о пассажирах.

справка

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте предусматривает финансирование в размере 46,7 миллиарда рублей. Из них на метрополитен выделено 12 миллиардов рублей, на железнодорожный транспорт - 4,7 миллиарда рублей, на воздушный транспорт - 2 миллиарда, на морской и внутренний водный транспорт - 7,7 миллиарда. На функции по контролю и надзору за обеспечением безопасности на транспорте - 2 миллиарда рублей. На мероприятия по интеграции систем безопасности, организации учений и информированности населения планируется выделить приблизительно 4 миллиарда рублей

Власть Безопасность Экономика Транспорт Правительство Минтранс