Российская газета: Михаил Валериевич, с какими результатами область выходит на рубеж нового года?
Михаил Юревич: С января по ноябрь промышленное производство в Челябинской области выросло на 7 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Если брать добычу полезных ископаемых, то рост составил более 25 процентов. В обрабатывающих отраслях - 7,3 процента. Радует, что в лидерах предприятия металлургии и машиностроения, по которым в свое время кризис ударил особенно сильно, - ЧТЗ и ЧТПЗ, автомобильный завод "Урал", ММК, Златоустовский металлургический завод и другие.
Выправилось после нескольких засушливых лет сельское хозяйство. Уборочная из-за погоды опять получилась экстремальной, но зерна собрали 2,3 миллиона тонн - рекордный урожай за все годы экономических преобразований. Хотя этот рекорд вообще-то тоже превратился в проблему, поскольку обрушил цены на рынке. Зерновые интервенции, в которых наши хозяйства принимают активное участие, это лишь предоставляемая государством возможность не разориться из-за слишком больших успехов. Выход из ситуации создать условия для потребления зерна на территории области. Поэтому есть план, по которому птицеводство и животноводство в регионе должны вырасти на треть за счет новых проектов. Сейчас, например, идет строительство уникального животноводческого комплекса совместно с крупным российским холдингом "Русагро". Инвестиции в проект составят 20 миллиардов рублей.
РГ: Как развивается международное сотрудничество?
Юревич: Несмотря на угрозу мировой стагнации, зарубежные партнеры наращивают масштабы сделок с нашими промышленниками. Пока импорт значительно превышает в денежном выражении наши поставки за рубеж, но закупается-то оборудование для модернизации существующих и создания новых предприятий.
Исторически сложилось, что на Южном Урале сконцентрированы сложные производства. И ученые, инженеры, технические специалисты высочайшей квалификации наше главное конкурентное преимущество.
РГ: Задача привлечения инвестиций, о которой вы не раз заявляли с момента вступления в должность, остается приоритетом?
Юревич: Да, общий вектор прежний - поиск инвесторов, российских и зарубежных, готовых вложить деньги в производства на территории Челябинской области. В регионе принят максимально разрешенный российским законодательством пакет льгот, а также другие меры государственной поддержки инвесторов вплоть до предоставления государственных гарантий и создания инженерной инфраструктуры за счет бюджета в случаях, когда предприятие строится с нуля. Иностранным инвесторам помогут подобрать земельные участки, быстро оформить документы, в общем, оперативно провести проект через местные реалии.
Сейчас минэкономразвития Челябинской области ведет сопровождение 55 потенциальных инвесторов из-за рубежа, 15 из них уже приняли решение вложить деньги в развитие экономики Южного Урала. К примеру, итальянская компания готова инвестировать более 100 миллионов долларов в модернизацию горнолыжного курорта "Солнечная долина" под Миассом.
В целом объем иностранных вложений в экономику Южного Урала в 2011 году составил почти три миллиарда долларов, причем деньги эти главным образом использованы на переоснащение предприятий. Нам бы хотелось, чтобы примеров подобного сотрудничества было больше. Ведь новые компании создают и новые рабочие места, как следствие, происходит рост платежеспособности населения. Это банально звучит, но иного рецепта не существует.
РГ: Какие страны входят в число главных партнеров региона?
Юревич: Традиционно мы наиболее тесно сотрудничаем с Бельгией, Турцией, Украиной и Казахстаном. Но поддержанием существующих деловых связей не ограничиваемся. Так, ощутимые плоды приносят визиты официальных делегаций Челябинской области в Италию, Германию, Китай и США. Раньше у нас не было постоянного контакта с зарубежными торговыми представительствами, предпринимателями, посольствами иностранных государств. Для иностранцев особенно важны личные встречи. Все инвесторы хотят поговорить, почувствовать атмосферу территории, заручиться поддержкой на случай непредвиденных ситуаций административным сопровождением.
На днях с представителями 13 крупных и успешных предприятий области во второй раз за год был в Германии - в Мюнхене. Деловые встречи и переговоры проходили два дня, особый интерес - к машиностроению.
РГ: А насколько вообще эффективна подобная практика? Оправдывают ли себя зарубежные вояжи власти?
Юревич: Ваш скепсис понятен, но отвечу однозначно: да, оправдывают. Например, первая поездка в Германию была в марте: пять дней, пять городов и 180 деловых встреч, в которых участвовало более ста немецких компаний. Южноуральские предприятия заключили около 20 соглашений, в том числе о создании совместного литейного и кузнечно-заготовительного производства в Челябинске, нескольких производств по выпуску стеклоткани и стекловолокна.
Компания Knauf, которая уже присутствует в регионе, объявила о расширении своего бизнеса: прорабатывается вопрос о строительстве еще одного завода по выпуску строительных смесей. Многие наши заводы оформили контракты на поставку оборудования для модернизации. В рамках совместного проекта Миасского машиностроительного завода и немецкой компании Metz в Германию будут осуществляться поставки светодиодных светильников. Это нормальный результат.
Вот последняя поездка в США. Если в 2010 году взаимный товарооборот составил 87,2 миллиона долларов, то только за первую половину 2011-го он достиг 77,9 миллиона. При этом объем импортных операций вырос примерно на 6 процентов, а экспорт более чем в 2,3 раза. За океан отправляется продукция южноуральского приборостроения и черной металлургии, феррохром и ферросилиций, да все вплоть до наших макаронных изделий, круп и муки. Ездили с нами представители Гильдии мастеров и оружейников из Златоуста. На фоне гигантов индустрии вроде бы мелочь, народные промыслы, но в третьем по величине городе области в этой сфере занято практически столько же людей, сколько на градообразующем металлургическом предприятии. И если завод во время кризиса "лег", то в этой сфере не потерял работу ни один человек. Златоустовцы познакомились с американским рынком, американцы оценили качество их продукции и возможности производителей - теперь решается вопрос о создании представительства за океаном. Бизнес не упускает мелочей, мгновенно заполняя все потенциально прибыльные ниши. И власть, раз уж она берется покровительствовать бизнесу, должна этой динамике соответствовать.
РГ: Зачастую потенциальных партнеров отпугивают состояние российской инфраструктуры, проблемы с транспортом и дорогами.
Юревич: Наша "дорожная революция", ставка на развитие транспортной инфраструктуры преследует ту же цель - создать основу экономического развития и новой индустриализации, повышения качества жизни. В 2011 году в области построено и отремонтировано больше дорог, чем за всю историю ее существования. В следующем году такие работы планируется провести на трассах протяженностью свыше 200 километров. Особенно много сделано в Челябинске, это чуть ли не единственный миллионный город в России, где нет системных пробок.
РГ: Год назад вы говорили, что необходима модернизация аэропорта и с точки зрения инвестиционной привлекательности региона, и с точки зрения транспортной доступности. Что изменилось с тех пор?
Юревич: Челябинский аэропорт вернул себе статус международного, который он де-факто потерял в последние годы. Регулярные рейсы стали выполняться в Австрию, КНР и ОАЭ. Благодаря интерлайн-соглашениям можно теперь спланировать стыковочные рейсы по таким направлениям, как Париж, Милан и Рим, Ганновер и Мюнхен, София, Прага, Стамбул и другие. Мы с вами разговариваем, а в этот момент уже открывается продажа билетов на прямые рейсы на Дюссельдорф, еще один транзитный европейский аэропорт. В следующем году планируем развивать внутренние рейсы: в Магнитогорск, Самару, Кустанай, Сургут, Омск, Тюмень и Уфу.
РГ: Вернемся на землю. Чем отметился уходящий год в плане развития значимой для всех южноуральцев "инфраструктуры повседневности"?
Юревич: За прошедший год вышел на полную мощность созданный в Челябинске большими усилиями федеральный кардиоцентр. За 12 месяцев работы его врачи подарили новую жизнь более чем трем тысячам человек. Теперь в Челябинске могут делать любые кардиологические операции вплоть до пересадки сердца. При этом не было ни одной жалобы от пациентов: ни на качество лечения, ни на условия, ни на отношение или квалификацию персонала.
Это из глобального. Теперь о повседневности. Когда новая команда начинала работу, мы поставили перед собой задачу добиться, чтобы людям было комфортно в малых городах и в селе. Так живут во всем мире.
Все свободные деньги отправляем в муниципалитеты, чтобы повысить уровень жизни в них и благоустроить территории. И реальные улучшения есть везде. Да, не все гладко. Часто на местах не успевают осваивать деньги элементарно из-за отсутствия опыта в оформлении документации и проведении конкурсов. Что ж, истратят на следующий год - в этот раз мы забирать деньги не будем, а зимой постараемся "подтянуть" местных чиновников в плане умения работать с документами. В 2012 году продолжим придерживаться той же политики, будем заниматься этой работой, пока не поднимем все муниципалитеты до приличного уровня.
Не думаю, что в ближайшее время нам по силам догнать самые благополучные страны. Но вот лет за десять превзойти по качеству жизни новых членов Евросоюза мне представляется вполне реальным.