Задавать немцам вопрос о том, есть ли в Германии государственное телевидение, бессмысленно. Не поймут.
С каждой семьи, живущей в доме, взимается по 18 евро в месяц на поддержание общественного телевидения, принадлежащего только народу. Первый (ARD) и второй (ZDF) каналы, а также их региональные студии называются "публично-правовыми". Они не принадлежат ни государству, ни частным предпринимателям, ни телерадиовещательным магнатам, а управляются независимыми от партий и законодательных, а также исполнительных органов власти советами и являются независимыми юридическими лицами.
Советы состоят из представителей политических партий (в зависимости от числа мандатов в земельных парламентах и бундестаге), общественных движений, некоммерческих организаций и церквей. Причем строго соблюдается правило распределения голосов между приверженцами различных партий и представителей разных федеральных земель в совете каждого канала. За этим следит бундестаг, выполняя свои обязанности надзора за соблюдением конституции ФРГ, в которой записано право граждан на объективную информацию. Да и совет прессы также не допустит перевеса голосов в ту или иную сторону.
Советы каналов назначают главного управляющего и главного директора программ каналов. Если в парламентах федеральных земель больше представителей той или иной партии, может быть и перевес голосов в ее пользу. А тогда возможен и определенный политический нажим. Лишь недавно в Германии обсуждалось смещение главного редактора ZDF Николауса Брендера. На голосовании в управляющем совете он получил семь вместо необходимых девяти голосов из четырнадцати возможных, поскольку в совете оказалось больше представителей Христианско-демократического союза. Брендера сместили, но скандала избежать не удалось. Поскольку главным кукловодом в интриге был премьер земли Гессен христианский демократ Роланд Кох, которому вскоре пришлось под давлением общественности оставить свой пост.
В силу своей ответственности перед обществом - обеспечения его информацией - первый и второй каналы в Германии не имеют права только развлекать, как это делают частные. Например, пускать с утра до вечера сериалы или документальные "ужастики" о разложении нравов. Или ток-шоу для домохозяек и женщин в декретном отпуске. Основная конституционная задача немецких общественно-правовых каналов - объективно и полно информировать население, которое платит за это из своего кармана, о происходящем в стране и мире. Общественно-правовые каналы также не имеют права злоупотреблять рекламой.