25.12.2011 23:05
    Поделиться

    Андрей Максимов: Сегодняшнее телевидение является общественным

    В последнее время снова заговорили про общественное телевидение. Как водится в России, что это такое, никто толком не понимает, но название манит, поэтому хочется порассуждать, а потом за него побороться.

    И вот ведь что удивительно, люди (зрители то есть) твердо убеждены: "общественное" и "хорошее" - это синонимы. В преддверии Нового года не хочется, конечно, никого огорчать, но вынужден заметить: то телевидение, которое мы сегодня имеем, оно самое что ни на есть общественное. Другими словами, это то телевидение, которое отражает интересы общества.

    Те люди, которые гордо именуют сами себя "интеллигентами", убеждены, например, в том, что на телевидении наблюдается засилье попсы. Как послушаешь их, так складывается впечатление, будто зрители прям категорически не хотят слушать попсу, а им насильно ее втюхивают. Не хотят, мол, люди смеяться над тем, что сегодня на ТВ называется юмором, а их заставляют. Не, ребят. Замечательная фраза: "мыши плевались, кололись, давились, но жрали кактус", она совсем не про современного телезрителя.

    Сегодняшнее телевидение нацелено на рейтинг. Значение слова "рейтинг" понятно? "Рейтинг" - это интерес зрителя. Что люди хотят смотреть, то наш, извините, голубой экран и показывает. Поскольку в нашей системе ценностей "народ всегда прав", то нам не хочется признавать того, что телеэкран - это зеркало общества. Нам приятно считать, что мы лучше, нежели про нас думают создатели телепрограмм. А то, что нам не нравится на ТВ, смотрим ведь не мы, а какие-то другие, неприятные люди.

    Зрители вообще интересно оценивают телепрограммы. Им искренне кажется, что если они и их друзья какую-то передачу не смотрят, значит, ее не включает никто. И телевидение ее показывает просто ради издевательства. Но страна у нас большая... Когда меня спрашивают, например: "Почему у нас показывают такие скучные телесериалы днем?", я отвечаю: "Только по одной причине. Потому что вы их смотрите".

    Наши зрители никак не хотят понять, что они в немалой степени отвечают, как нынче модно говорить, за контент телевидения. Наше телевидение потому уже общественное, что оно отражает интересы общества. Что люди хотят смотреть, то им и показывают. А что не хотят - закрывают, потому что телевидение - бизнес, и оно не может себе позволить показывать то, что не привлекает рекламодателей.

    Мы не заметили, какой потрясающий эксперимент проделал над всеми нами канал НТВ. Туда пришла очень талантливая команда менеджеров, и они за довольно быстрый срок создали, пожалуй, первое в России "желтое телевидение", состоящее в основном из ужастиков и сплетен. Сегодня вряд ли найдется такой смельчак, который будет утверждать про журналистов НТВ, что "новости их профессия". Их профессия: слухи, скандалы и непременный разговор о том, что волнует всех сегодня. С немыслимой скоростью НТВ стал одним из лидеров зрительского интереса.

    В чем же была суть эксперимента? Канал НТВ доказал нам, какое именно телевидение нам интересно. Талантливые, повторю, создатели канала подошли к нему как к бизнес-проекту. И выиграли! Честь и хвала! Но после этого у меня лично словосочетание "общественное телевидение" - такое телевидение, которое формируется общественным вкусом и интересом - вызывает некоторое, скажем так, недоверие.

    Когда мы говорим о том, что телевидение нас (а особенно нашу молодежь) воспитывает неправильно, мы забываем о том, что у нас существует канал "Культура". Есть, ребята, такой канал на нашем телевидении! Уникальный телепродукт, никак не зависящий от рекламы, а значит, от рейтинга, а значит, в конечном счете от зрителя!

    Предыдущее руководство "Культуры" сумело доказать стране, что культура и скука - это синонимы. У зрителя канала создавалось впечатление, что "духовное" и "неинтересное" - это синонимы. Пришло новое руководство. "Культура" изменилась принципиально. Не потеряв (а то и приобретя) духовность, канал стал интересным телевизионным продуктом. Рейтинги улучшились. Но они несравнимы с показом того же сериала "Глухарь" или, скажем, какого-нибудь сюжета о лирических проблемах какой-нибудь звезды.

    Нельзя сказать, что сегодня у телеаудитории нет выбора. Он есть. И немалый. На всех каналах можно найти умные, интересные, возвышающие душу передачи. "А почему их часто показывают так поздно?" - иногда рыдают некоторые зрители. А потому что рейтинг таких программ всегда меньше, нежели у других, "не возвышающих".

    В конце этой недели случится Новый год, а вместе с ним случатся всякие версии вечного "Голубого огонька" на разных каналах. Разве телевидение виновато в том, что подавляющая часть почтенной публики будет смотреть попсовых исполнителей, а не то, что нам наверняка покажет "Культура"?

    Глупое занятие: ругать телевидение за то, что оно делает передачи для тех, кого много. Надо его похвалить за то, что все-таки еще выходят программы для тех, кого мало. Что интеллигентного зрителя еще имеют в виду. А ведь если только с финансовой точки зрения подходить, выгоднее было бы не иметь. Так что "спасибо" за то, что канал "Культура" все-таки существует и умные и интересные передачи все-таки появляются.

    Есть такие люди, которым всерьез кажется, что если зрители начнут за телевидение платить, то наше ТВ сразу станет глубоко интеллектуальным, умным и резко начнет воспитывать подрастающее поколение не в гламурном духе, а в чеховском. С чего вдруг, хочется спросить оптимистов. Кто-то всерьез считает, будто в нашем обществе востребован канал "Культура" по всем каналам?

    Представим себе, что у нас действительно есть общественное телевидение, которое оплачивается народом, и народ же, скажем, с помощью голосования, решает, какие передачи там должны быть. Что мы получим в результате? Мы получим канал НТВ, плюс спорт, старые советские фильмы, игры, немного эротики... Вот что мы примерно получим. Чтобы прийти к такому выводу, не надо обладать даром Нострадамуса, достаточно посмотреть, какие программы имеют наиболее высокий рейтинг.

    Если мы всерьез озабочены качеством наших телепрограмм, не надо говорить о телевидении, которое создает и контролирует общество. Вы доверили бы обществу воспитание собственного ребенка? Я бы - нет. А почему ему надо доверять создание телевидения?

    Вместо того чтобы обсуждать неясное "общественное телевидение", лучше сделать так, чтобы сигнал канала "Культура" имел такой же охват территории, как у Первого канала и у "России 1". Если вы всерьез хотите образовывать народ, то дайте возможность людям видеть канал, который умеет это делать интересно.

    Может быть, имеет смысл иначе финансировать программы, имеющие интеллектуальную направленность? Как-то поддерживать те передачи, которые рассчитаны на малую аудиторию - часто именно они "возвышающие". Да мало ли что еще можно придумать!

    Только вот если общество вдруг начнет создавать телевидение, это будет то же самое, что мы видим сегодня. Только хуже.

    Поделиться