25.12.2011 23:00
Поделиться

Общественное ТВ в Польше опережает коммерческое

Польша - одна из немногих европейских стран, где общественное телевидение не просто успешно конкурирует с коммерческими каналами, но и опережает их по популярности.

Польское общественное телевидение - это каналы TVP1 и TVP2, а также круглосуточный новостной канал TVP Info, культурный TVP Kultura, спортивный TVP Sport, исторический TVP Historia, развлекательный TVP Seriale, парламентский TVP Parlament и другие.

Главное отличие общественного телевидения от коммерческого (государственного ТВ в Польше нет) - это "миссия". Журналист TVP Гжегож Щлюбовский пояснил "РГ": "Общественное телевидение выполняет некую миссию, и это иногда лучше, иногда хуже ему удается. Наше телевидение должно заниматься проблемами, которые волнуют общество, должно объяснять, что происходит в мире, представлять точку зрения различных сообществ, к примеру, политических или религиозных меньшинств и т.д.".

В пресс-службе канала дополняют: TVP обязано информировать обо всех важных государственных событиях. Одновременно канал показывает различные детские программы, передачи для женщин, для людей пожилого возраста, для безработных, научно-популярные программы, транслирует важнейшие культурные и спортивные события. Еще одна фирменная черта польского общественного телевидения - телеспектакли. "Вы сами понимаете: мало кто захочет смотреть по телевизору спектакль, когда можно включить голливудский фильм по одному из коммерческих каналов. Но это часть нашемиссии", - говорят в TVP.

Польское общественное телевидение и радио не финансируются из бюджета государства. Они существуют за счет доходов от рекламы и спонсорства. Еще один источник средств - абонентская плата за ТВ и радио, которая взимается еще с социалистических времен.

"Поскольку - и это одно из отличий телевидения общественного от коммерческого - у нас передачи не должны прерываться рекламой, абонентская плата как бы компенсирует нам недополученную прибыль. Но проблема заключается в том, что значительная часть общества не хочет платить, считая это пережитком социализма. Если раньше 60 процентов нашего бюджета были доходы от рекламы, а сорок - абонентская плата, то сегодня это соотношение примерно 85 и 15 процентов", - рассказали "РГ" в пресс-службе TVP.