Центробанк РФ проверит банки с высокой долей госсобственности

После истории с Банком Москвы и анализа проблемных ситуаций в ряде кредитных учреждений, Центробанк принял решение усилить режим надзора в отношении банков с высокой концентрацией госсобственности. Об этом на днях заявил Алексей Симановский, заместитель председателя ЦБ РФ.

В первую очередь речь идет о банках, подконтрольных региональным властям. Усиленный надзор предполагает более масштабные проверки, в том числе и внеплановые. В Банке России считают, что усиление контроля позволит лучше оценивать риски, связанные со сменой высокопоставленных региональных чиновников.

Как пояснили в Ассоциации региональных банков России (АРБР) речь, скорее всего, идет о так называемых муниципальных банках (типа Банка Москвы), в которых обычно бывают заведены бюджетные средства и в которых региональная власть имеет долю в собственности.

"Как показал опыт Банка Москвы наличие такого собственника, как субъект федерации, в числе акционеров банка может оказывать существенное влияние как на пассивы, так и на активы банка. С одной стороны через этот доверенный банк региона проходит так или иначе определенный бюджетный ресурс. И когда политическая власть в регионе меняется и в руководство приходят другие люди, часто финансовые потоки переключаются из одного банка в другой. В связи с этим возникает ситуация, когда собственник остается тот же, но объем денежных средств, который он раньше размещал в банке, уменьшается в разы. И это может повлечь серьезный риск, связанный с ликвидностью финучреждения. Очевидно, что соответствующие стресс-тесты, которые учитывают политический фактор в этой пассивной части, должны быть в отношении этих банков проведены", - считает вице-президент АРБР Олег Иванов.

Другая часть, по его словам, это уже активные операции. Здесь речь идет о стандартных проверках. Часто банк оказывается вовлечен в финансирование тех или иных проектов, как было на примере Банка Москвы. И надо проверить, насколько бюджет соответствующего субъекта является устойчивым, в том числе в условиях надвигающегося кризиса и ожидания снижения бюджетных расходов.

Риск возрастает еще и потому, что в настоящее время у нас в стране не более 10 субъектов РФ имеют профицитные бюджеты, у остальных бюджеты дефицитные. То есть, усиливая контроль за деятельностью "муниципальных" банков, тем самым ужесточается контроль за расходованием бюджетных средств.

"У нас большинство регионов имеют дефицитные бюджеты. Это означает, что во многом их наполняемость зависит от трансфертов, которые поступают из федерального бюджета. За счет этих средств финансируются те или иные проекты, реализующиеся на территории субъекта. Хотя формально у нас и федеральный бюджет, и региональный бюджеты перешли на бюджетную трехлетку, по большому счету в кризисных условиях выполнить все те бюджетные корректировки, которые закладываются на три года вперед, бывает чрезвычайно сложно, особенно когда планируется существенное изменение в расстановке политических сил в региональных парламентах. В этой ситуации опять возникают политические риски для региональных бюджетов. И они бьют по устойчивости, по качеству кредитного портфеля тех или иных региональных банков, которые вовлечены в реализацию тех или иных региональных проектов. Это очень специфические факторы, которые необходимо проверить. И это лежит за пределами того, что до нынешнего времени проверял ЦБ", - объясняют эксперты.

В Ассоциации "Россия" считают, что заявление г-на Симановского свидетельствует о том, что региональные политические риски теперь входят в зону контроля ЦБ. "Если хотите, это такой оперативный ответ Банка России на изменение политической ситуации в стране, попытка проследить, как на региональном уровне политические риски могут трансформироваться в кредитные риски или риски ликвидности для конкретного банка", - говорит Олег Иванов.

По его мнению, даже при нарастании проблем в этих региональных банках, угрозы возникновения системного кризиса во всей банковской системе нет.

"Никакого системного кризиса это спровоцировать не может. Но в тоже время на уровне отдельных регионов (если неблагоприятная ситуация будет разворачиваться) может быть нанесен болезненный удар по региональным финансовым рынкам, - уверен Олег Иванов. - Здесь ЦБ чрезвычайно важно, чтобы ГУ на местах в значительной степени были готовы к мониторингу этой ситуации и своевременно оповещали центр и Москву. Потому что решение о соответствующей финансовой поддержке будет приниматься в столице. Поэтому когда Симановский говорит о контроле, речь в том числе идет и о выстраивании соответствующего эффективного информационного обмена внутри самого ЦБ - между Москвой и главками. Для того, чтобы эта обратная связь в случае негативного развития ситуации, реализации соответствующих рисков срабатывала максимально быстро".