Новости

26.12.2011 00:35
Рубрика: В мире

Телевидение: смотрим на Запад

Что может взять будущее Общественное российское телевидение у зарубежных коллег

BBC - три этих буквы, расшифровывающиеся как Британская широковещательная корпорация, на протяжении более половины столетия остаются одним из самых известных и часто упоминаемых брендов мира.

Доверию к информации за подписью "Би-би-си" могли бы позавидовать самые солидные банки планеты. Би-би-си, ставшая, по сути, "государством в государстве" и вещающая на 32 языках, присутствует сегодня фактически в любой способной принимать телесигнал точке планеты.

Жемчужиной в короне Великобритании назвал эту медийную корпорацию один из английских парламентариев. За что же удостоилась Би-би-си такой чести? За свой высокий профессионализм, благородные принципы и уникальный статус. Начертавшая на своем знамени "объективность" и "непредвзятость", корпорация обеспечила себе возможность не принадлежать никому, оставшись своего рода "социалистическим" островом в рыночном океане. Лицензию Би-би-си выдает британский народ, сбрасываясь всем миром на содержание своего независимого вещателя.

Корпорация Би-би-си, конституционно учрежденная специальной Королевской Хартией, не является государственным СМИ и не зависит от правительства. Прилагаемое к Хартии соглашение признает полную редакционную независимость Би-би-си и подробно оговаривает общественные обязательства корпорации, ее роль и структуру. Хартия, ставшая фактически уставом и юридически оформляющая деятельность Би-би-си, впервые вступила в силу в 1927 году и с тех пор обновляется каждые 10 лет. Новейшая Хартия действует с 1 января 2007 года по 2016-й включительно.

Би-би-си уникальна в медийном мире уже тем, что не "употребляет" рекламу. Существует корпорация на средства от лицензий на право просмотра телевидения. Эту лицензию в размере 145,5 фунта стерлингов (для цветного телевидения) или 49 фунтов (для черно-белого) платит ежегодно каждое домовладение на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, использующее телевизионный приемник, цифровую телевизионную приставку, видеомагнитофон или DVD-записывающее устройство. А также просматривающее или записывающее телевизионные программы на компьютере или мобильном телефоне . Именно эти средства формируют бюджет Би-би-си и частично еще нескольких других британских телеканалов, обладающих правами общественного вещателя. На круг лицензионные сборы составляют около 2,8 млрд фунтов стерлингов в год и оплачивают для Би-би-си ее уникальную свободу и независимость как от рекламодателей, так и от акционеров и политиков.

Однако, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. "Музыку" для своего общественного телевидения заказывает, стало быть, сам телезритель. Он дирижирует Би-би-си с помощью Совета попечителей корпорации, который призван представлять интересы британских плательщиков лицензии. Работая в тесном контакте с национальным британским Советом аудитории, Совет попечителей, являющийся по сути общественным надзорным органом, следит за тем, чтобы в своей деятельности Би-би-си ориентировалась исключительно на интересы зрителей. Совет оперирует вне структуры самой корпорации и состоит из 12 попечителей, назначаемых королевой Елизаветой Второй с подачи ее министров. В настоящий момент в Совете присутствуют лишь 10 попечителей, так как две вакансии пока не заполнены. Четверо из попечителей представляют интересы четырех входящих в состав Соединенного Королевства наций - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Председатель Совета - лорд Паттен, последний британский губернатор Гонконга и бывший депутат парламента от Консервативной партии.

Совет попечителей определяет стратегическое направление деятельности корпорации и наблюдает за работой Совета директоров, на плечах которого лежит операционная ответственность за функционирование Би-би-си. Оценка работы Совета директоров выставляется Советом попечителей в ежегодном отчете, публикуемом в июле. Руководит советом директоров генеральный директор Марк Томпсон. Одновременно он занимает пост и главного редактора Би-би-си. Его кандидатуру утверждает непосредственно совет попечителей.

В совет директоров входят исполнительные директора, возглавляющие ключевые департаменты корпорации, а также неисполнительные директора. Последних, привлеченных из "посторонних", но всегда ведущих и именитых компаний, назначает на должность совет попечителей. Так, главным в пятерке неисполнительных директоров Би-би-си считается сегодня председатель совета директоров одной из крупнейших в мире финансовых и банковских групп "Барклайс" Маркус Эйджиус.

Ну и, наконец, ответственность за деятельность всех СМИ королевства несет министерство культуры, СМИ и спорта, а также независимая организация Ofcom (Учреждение связи), контролирующая телерадиовещателей Великобритании.

Однако в самом ли деле так уж бессбойно и безукоризненно функционирует механизм гигантской машины по имени Би-би-си? Скажи "да", и любой англичанин ответил бы любимым на Альбионе афоризмом: "Это слишком хорошо, чтобы быть правдой". Укоры в адрес общественного телевидения есть. И более того, их становится в последнее время все больше. Громким скандалом минувшего года стала выходка популярного ведущего развлекательной программы Би-би-си, позвонившего в прямом эфире известному пожилому актеру с грязной шуткой в отношении его внучки. Программа вместе с ее ведущим переехала после этого на коммерческий канал, но у зрителей Би-би-си осталась оскомина от того, что общественное телевидение выпустило в эфир непристойность, оплаченную народными средствами. В предисловии к своему ежегодному отчету председатель совета попечителей Би-би-си лорд Паттен признал, что хотя вещатель в лице Би-би-си по-прежнему популярен, многие телезрители "разлюбили его". В отчете отмечается, что сегодня лишь 42 процента телезрителей соглашаются, что Би-би-си обеспечивает высокое качество, и только 36 процентов считают это общественное телевидение оригинальным и отличающимся от других телекомпаний.

Однако самое горькое разочарование, а точнее, раздражение, вызывает у британского плательщика телевизионных лицензий тот факт, что на его денежки Би-би-си завело себе не менее "жирных котов", нежели печально прославленные "жирные коты" банковского Сити. Вопреки официально провозглашенному корпорацией курсу на всемерное сокращение расходов, связанное с переживаемым Британией строжайшим режимом экономии, выяснилось, что численность персонала Би-би-си и зарплаты ее сотрудников за последний год неуклонно ползли вверх. Так, в последнем ежегодном отчете было отмечено, что 274 сотрудника Би-би-си получают годовую зарплату в шестизначных цифрах. Девять "звезд" общественного телевидения имеют годовой заработок размером более миллиона фунтов стерлингов. Суммарная ведомость на зарплату персонала определяется сегодня астрономической суммой в 1,02 миллиарда фунтов стерлингов. Хотя надо признать, что экономить пытались: генеральному директору корпорации и всем исполнительным директорам зарплаты в текущем году понизили, а число руководящих сотрудников корпорации сократили с 614 до 540. Тем не менее 141 "би-би-сивец" по-прежнему зарабатывает больше, чем британский премьер, чья зарплата исчисляется 142 тыс. 500 фунтов стерлингов годовых.

Вся эта телевизионная масленица дала отличный повод оппонентам общественного телевидения пригрозить ему постным днем. Британские консерваторы, еще будучи в оппозиции устами теневого министра культуры, заявили, что когда истечет срок действия нынешней Королевской Хартии, а может быть, и раньше, размер телевизионной лицензии может быть пересмотрен в сторону уменьшения. Хотели бы консерваторы и реформы управления корпорацией Би-би-си, считая нынешнюю неэффективной. Не однажды упрекали Би-би-си и в том, что она не соблюдает правила честной рыночной конкуренции, ставя в невыгодное положение коммерческих вещателей. Так в свое время Би-би-си обеспечила себе право на вещание матчей Кубка мира по футболу, существенно переплатив за это по сравнению с коммерческими каналами. "Переплата" шла, понятное дело, из средств плательщиков телевизионных лицензий.

Наконец, по части своей декларированной независимости, случалось Би-би-си давать сбой. В 2004-м утверждения журналиста корпорации Эндрю Гиллигана о том, что правительство Тони Блэра приукрасило иракское досье, были признаны независимой комиссией лорда Хаттона лживыми. Руководство корпорации Би-би-си обвинили в некомпетентности и неспособности контролировать деятельность своих журналистов. Возникла реальная угроза лишения Би-би-си независимости путем установления более жесткого контроля со стороны Даунинг-стрит, в частности, угроза влияния со стороны властей на выбор руководителя корпорации. И Би-би-си стало поспешно расшаркиваться в извинениях перед Блэром. Тогдашнего главу Совета попечителей Гэвина Дэвиса отправили в отставку, вслед за ним "ушли" и генерального директора Би-би-си Грега Дайка, которого Совет попечителей попросту принес в жертву. Примечательно, что симпатии британцев остались в той ситуации на стороне Би-би-си, а не правительства Блэра. 67 процентов опрошенных в те дни респондентов посчитали, что Би-би-си сказало правду и что извиняться ей было не за что.

Показывает Вашингтон

Текст: Александр Гасюк (Вашингтон)

В годы президентства Линдона Джонсона в Америке был принят закон о свободе информации и закон об общественном вещании.

Именно на этой законодательной базе был создан в конце 1960-х годов первый некоммерческий общественный национальный телеканал - PBS, сегодня корпорация PBS, объединяющая в единую структуру множество общественных вещателей. Иначе говоря, PBS - это сеть по всей территории CША, которая сегодня состоит из 350 станций, работающих во всех 50 штатах страны. Руководит каналом совет управляющих, который отвечает за ресурсы и финансы, а также следит за координацией работы всех отделений.

На сегодня число зрителей сотен программ американского общественного телевидения, судя по информации на сайте корпорации, превышает 123 миллиона человек, еще 21 миллион смотрят PBS через Интернет.

В законе об общественном вещании прямо указаны цели его деятельности, среди которых первое место занимает удовлетворение потребностей телезрителей в целом ряде социально значимых образовательных, просветительских и прочих программ. В том же законе подробно прописано, что PBS является неприбыльная и деполитизированная вещательная корпорация. Последнее обстоятельство предотвращает превращение канала в площадку для острой политической борьбы.

Впрочем, не только социальный, но и новостной контент является одной из сильных сторон PBS, а известная аналитическая программа Newshour, выходящая на данном телеканале, "считается одним из образцов американской неангажированной новостной журналистики", пояснил "РГ" один из ведущих продюсеров PBS.

В отличие, например, от Великобритании, где все жители страны платят сбор, который идет на функционирование BBC, в США нет подобных специальных общенациональных сборов, а обязательная плата за создание и распространение программ общественного телевидения в Америке не предусмотрена. Финансовые поступления, обеспечивающие деятельность PBS и ее станций, складываются из нескольких источников: первое место занимают добровольные пожертвования, далее следуют субсидии от правительств штатов, затем идут федеральные гранты и контракты, пожертвования от бизнеса, гранты от частных и благотворительных фондов и организаций.

Показывает Берлин

Текст: Анна Розэ (Берлин)

Задавать немцам вопрос о том, есть ли в Германии государственное телевидение, бессмысленно. Не поймут.

С каждой семьи, живущей в доме, взимается по 18 евро в месяц на поддержание общественного телевидения, принадлежащего только народу. Первый (ARD) и второй (ZDF) каналы, а также их региональные студии называются "публично-правовыми". Они не принадлежат ни государству, ни частным предпринимателям, ни телерадиовещательным магнатам, а управляются независимыми от партий и законодательных, а также исполнительных органов власти советами и являются независимыми юридическими лицами.

Советы состоят из представителей политических партий (в зависимости от числа мандатов в земельных парламентах и бундестаге), общественных движений, некоммерческих организаций и церквей. Причем строго соблюдается правило распределения голосов между приверженцами различных партий и представителей разных федеральных земель в совете каждого канала. За этим следит бундестаг, выполняя свои обязанности надзора за соблюдением конституции ФРГ, в которой записано право граждан на объективную информацию. Да и совет прессы также не допустит перевеса голосов в ту или иную сторону.

Советы каналов назначают главного управляющего и главного директора программ каналов. Если в парламентах федеральных земель больше представителей той или иной партии, может быть и перевес голосов в ее пользу. А тогда возможен и определенный политический нажим. Лишь недавно в Германии обсуждалось смещение главного редактора ZDF Николауса Брендера. На голосовании в управляющем совете он получил семь вместо необходимых девяти голосов из четырнадцати возможных, поскольку в совете оказалось больше представителей Христианско-демократического союза. Брендера сместили, но скандала избежать не удалось. Поскольку главным кукловодом в интриге был премьер земли Гессен христианский демократ Роланд Кох, которому вскоре пришлось под давлением общественности оставить свой пост.

В силу своей ответственности перед обществом - обеспечения его информацией - первый и второй каналы в Германии не имеют права только развлекать, как это делают частные. Например, пускать с утра до вечера сериалы или документальные "ужастики" о разложении нравов. Или ток-шоу для домохозяек и женщин в декретном отпуске. Основная конституционная задача немецких общественно-правовых каналов - объективно и полно информировать население, которое платит за это из своего кармана, о происходящем в стране и мире. Общественно-правовые каналы также не имеют права злоупотреблять рекламой.

Показывает Варшава

Польша - одна из немногих европейских стран, где общественное телевидение не просто успешно конкурирует с коммерческими каналами, но и опережает их по популярности.

Польское общественное телевидение - это каналы TVP1 и TVP2, а также круглосуточный новостной канал TVP Info, культурный TVP Kultura, спортивный TVP Sport, исторический TVP Historia, развлекательный TVP Seriale, парламентский TVP Parlament и другие.

Главное отличие общественного телевидения от коммерческого (государственного ТВ в Польше нет) - это "миссия". Журналист TVP Гжегож Щлюбовский пояснил "РГ": "Общественное телевидение выполняет некую миссию, и это иногда лучше, иногда хуже ему удается. Наше телевидение должно заниматься проблемами, которые волнуют общество, должно объяснять, что происходит в мире, представлять точку зрения различных сообществ, к примеру, политических или религиозных меньшинств и т.д.".

В пресс-службе канала дополняют: TVP обязано информировать обо всех важных государственных событиях. Одновременно канал показывает различные детские программы, передачи для женщин, для людей пожилого возраста, для безработных, научно-популярные программы, транслирует важнейшие культурные и спортивные события. Еще одна фирменная черта польского общественного телевидения - телеспектакли. "Вы сами понимаете: мало кто захочет смотреть по телевизору спектакль, когда можно включить голливудский фильм по одному из коммерческих каналов. Но это часть нашемиссии", - говорят в TVP.

Польское общественное телевидение и радио не финансируются из бюджета государства. Они существуют за счет доходов от рекламы и спонсорства. Еще один источник средств - абонентская плата за ТВ и радио, которая взимается еще с социалистических времен.

"Поскольку - и это одно из отличий телевидения общественного от коммерческого - у нас передачи не должны прерываться рекламой, абонентская плата как бы компенсирует нам недополученную прибыль. Но проблема заключается в том, что значительная часть общества не хочет платить, считая это пережитком социализма. Если раньше 60 процентов нашего бюджета были доходы от рекламы, а сорок - абонентская плата, то сегодня это соотношение примерно 85 и 15 процентов", - рассказали "РГ" в пресс-службе TVP.

Показывает Хельсинки

Общественное телевидение в Финляндии существует уже полвека.

Исторически почти весь пакет акций телерадиокомпании "Юле" принадлежит государству, которое поддерживает общественного вещателя внушительными субсидиями. Второй источник доходов "Юле" абонентская плата, которая сейчас составляет 250 евро в год. Еще примерно 24 процента всех доходов телекомпании составляет процент с доходов от рекламы, который должны выплачивать общественному телевидению коммерческие телеканалы. Иными словами, общественное телевидение в Финляндии является по сути государственным. Другой вопрос - оно имеет ряд особенностей, благодаря которым отличается от классических государственных и коммерческих телеканалов.

Во-первых, "Юле" охватывает все слои населения. Под крышей компании ведут трансляцию пять телеканалов и шесть радиостанций. Есть, например, семейный телеканал, есть культурно-исторический. Есть даже телеканал на шведском языке, на котором говорит около десяти процентов населения. Во-вторых, на всех телеканалах и радиостанциях "Юле" нет рекламы. И самое главное: основные принципы "Юле" - информировать, просвящать, развлекать. Причем строго в этом порядке. "Объективно говоря, смотреть общественное телевидение скучновато", - говорят финны. Там нет боевиков, рейтинговых сериалов, дорогих шоу-программ с участием звезд. Акцент делается на новостях, образовательных и просветительных передачах, детских программах. Есть также место спорту и музыкальным концертам.

Судя по всему, такой набор программ вполне устраивает аудиторию. Официальная статистика утверждает, что более 45 процентов жителей страны отдают предпочтение преимущественно телепередачам "Юле". Среди радиослушателей число стойких приверженцев "Юле" - свыше половины всего населения. Так что лидерство общест венного ТВ и радио на фоне всех конкурентов бесспорно.

Но у общественного телевидения есть и недостатки. Главный из них - отсутствие конкуренции. Журналисты не слишком мотивированы быстро и качественно подавать новости. Часто ведущий просто зачитывает информацию без какого-либо видеоряда. Зрители нередко жалуются на то, что программы "Юле" слишком скучные - создатели явно не стараются работать над поиском эксклюзивов, интересных поворотов в теме или ярких мнений. Нет на телевидении и аналитики - на "Юле" решили, что ее место на полосах газет.

Показывает Сеул

Эра телевидения началась в Южной Корее в 1961 году, когда в эфир вышла государственная телерадиовещательная компания "Кей-би-эс" (полное название - "Кориан бродкастинг систем"). Она до сих пор является главной государственной компанией в области СМИ, имея три телеканала и семь радиостанций. В которых работает 5700 человек.

Вместе с тем некоторые особенности позволяют отнести Кей-би-эс частично к категории "общественного телевидения". Хотя директора компании и его главных заместителей утверждает лично президент Южной Кореи, но конкретные кандидатуры на данные должности подбирает совет директоров, в котором сбалансированно представлены люди из правительства страны, правящей партии и оппозиции.

Контроль за деятельностью Кей-би-эс осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, в штате предусмотрена должность независимого аудитора, с другой, ежегодно проводится парламентская проверка результатов работы компании. Финансирование компании осуществляется за счет средств бюджета, доходов от лицензий на вещание и рекламы.

Главными конкурентами Кей-би-эс по части телевидения являются компании Эм-би-си (сокращение "Мунхва бродкастинг кампани") и Эс-би-эс ("Сеул бродкастинг сервис"). По части влиятельности, пожалуй, именно Эм-би-си - главный конкурент корейской "первой кнопки". Именно Эм-би-си, в котором работают более 3800 человек, известен своей независимостью, что неоднократно проявлялось в последние годы, когда компания шла на открытый конфликт с правительством и зачастую выходила победителем. По своему характеру данная компания носит общественно-частный характер. Согласно отчету за 2010 год, 70% акций Эм-би-си принадлежат общественной организации Фонд телерадиовещательной культуры, а остальные 30% - частному Фонду стипендий Чонсу. Из представителей этих двух структур и формируется Наблюдательный совет и совет директоров. Третий упомянутый канал, Эс-би-эс, имеет больше развлекательный характер и ориентирован в первую очередь на столичную аудиторию.

В мире Европа Великобритания Общественное телевидение А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники