В Москве состоялась выставка инвестпроектов и товаров стран - членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Одновременно проходил саммит Совета министров иностранных дел стран ОЧЭС. Впервые свои товары и проекты представили Иран, Абхазия и Южная Осетия. А в канун этих мероприятий произошли важные события, ускоряющие экономическую интеграцию в регионе.
Во-первых, руководство Абхазии недавно заявило, что готово открыть транзит в Армению через Грузию, "хотя это зависит не только от Абхазии". А, во-вторых, в ходе недавних переговоров между Арменией и Грузией стороны договорились реализовать проект 400-километровой железной дороги порт Батуми (Грузия) - Гюмри (Армения). Эти взаимосвязанные проекты, по экспертным оценкам, позволят минимум вдвое увеличить объем грузоперевозок Россия-Грузия-Армения-Иран в обоих направлениях (см. диаграмму). И фактически восстановят основной транскавказский коридор (бездействующий с 1992 года).
Что касается основных общерегиональных проектов, это прежде всего Трансчерноморское автодорожное кольцо (7,1 тыс. км) с участием России и Грузии. Как отметил первый замминистра иностранных дел РФ Андрей Денисов, страны пошли по пути создания секторальных участков; то есть кольцо частично есть, но пока оно прерывистое. Скорее всего, эти промежутки сойдут "на нет". Он добавил также, что готовится обоснование проекта Трансчерноморского энергетического кольца. Первый замминистра подытожил: "Все страны ОЧЭС имеют интерес к развитию этих проектов, поэтому они продвигаются".
Впервые приглашенные на региональную выставку Абхазия и Южная Осетия представили широкую экспозицию своих товаров и инвестпроектов. По мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Абхазия в РФ Игоря Ахба, "Абхазия впервые приглашена на такую выставку потому, что растет интерес зарубежного торгового, инвестиционного и туристического бизнеса к проектам и возможностям Абхазии". А абхазская делегация сообщила "РБГ", что зарубежные страны и фирмы, в том числе Черноморского региона, активно изучают экспортный потенциал Абхазии, ее курортные и транзитные возможности.
Этот интерес повысится, если будет восстановлена железная дорога РФ-Абхазия-Грузия-Армения. По той же информации, данный проект активно поддерживает Армения, но межгосударственные консультации по этому вопросу пока неофициальные.
А советник посольства Южной Осетии в РФ Виктор Бунин сообщил "РБГ": "Прорабатываются производственные и туристические проекты с участием как российского бизнеса, так и компаний других причерноморских стран. Главные сферы проектов - курортно-туристическая сфера, гидроэнергетика и транзит".
Делегации Абхазии и Южной Осетии разъяснили "РБГ", что их товарам пока сложно продвигаться на российский рынок. Что связано прежде всего с монополизацией многих товарных его секторов и, соответственно, с невыгодными для монополистов низкими ценами на разнообразные товары Абхазии и Южной Осетии.
Активное экономическое сближение Ирана с причерноморскими странами, особенно с Россией, отметил эксперт посольства Ирана в РФ Боер Хассани Мехрдад. "Наиболее успешно развиваются связи в электроэнергетике, металлургии, фармацевтике, развитии транзитных коридоров. Особенно это характерно для связей между прикаспийскими регионами Ирана и РФ, - уточнил он. - Требуется большее стимулирование российско-иранских товарообмена и совместных бизнес-проектов. Причем предприниматели обеих стран зачастую быстрее договариваются друг с другом, чем министерства".