О создании Национальной портретной галереи, с идеей которой выступил коллекционер и меценат Никита Лобанов-Ростовский, было объявлено в конце января 2010 года. Даже здание было выбрано - бывшего музея Ленина. Прошло почти два года. О формировании концепции Национальной портретной галереи рассказывает Андрей Бусыгин, заместитель министра культуры РФ.
Российская газета: Андрей Евгеньевич, остается ли актуальным вопрос о создании Национальной портретной галереи?
Андрей Бусыгин: Остается. Поскольку курс на создание такой национальной портретной галереи взят. Была проведена коллегия министерства культуры, где разработан план ее создания. Мы обсуждали идею Национальной портретной галереи с директорами Исторического музея, Третьяковской галереи, Русского музея... Почему именно с этими? Как известно, Третьяков одно время ставил сходную задачу - создать портретную галерею "властителей дум". В Русском музее есть уникальная портретная галерея, переданная из дворцовых собраний. Из Гатчины, например. В Исторический музей перешла портретная галерея (302 работы), созданная Василием Андреевичем Дашковым, директором Румянцевского музея. Но немыслимо начинать музейный передел сегодня, изымать работы из ГИМа или ГТГ... Мы исходим из принципа неделимости сложившихся музейных коллекций. Тогда возникает вопрос, как создавать портретную галерею. На голом месте?
РГ: Идея Национальной портретной галереи, на мой взгляд, из другого времени. Она связана с идеей формирования национального государства. А у нас государство многонациональное, и на дворе конфликты эпохи глобализации...
Бусыгин: Я бы не сказал, что идея связана c формированием национального государства. Национальных портретных галерей нет ни во Франции, ни в Испании, ни в Германии. Есть в Великобритании и США в составе Смитсоновского института в Вашингтоне. Это скорее идея коллективной памяти и культивирования идеи служения стране.
Время, конечно, другое. Лондонская Национальная портретная галерея была создана в 1856 году. И то не с первой попытки. Опять же в Лондоне не было Третьяковки и Русского музея, которые в России представляют отечественное искусство. Пока для начала нужно вести речь о межмузейном сетевом проекте. Чтобы человек в любом конце страны имел возможность и увидеть портрет, и получить справку о человеке, и познакомиться с историческими документами.
РГ: Иначе говоря, речь идет о создании виртуальной галереи?
Бусыгин: Создание Национальной портретной галереи - это же не открытие сельского клуба. Сейчас мы выделим здание и повесим по стенам портреты. Интернет-проект один из шагов в направлении к выработке концепции. Другой шаг проведение выставки.
РГ: Кто будет ее организовывать?
Бусыгин: Три музея - ГИМ, ГТГ, ГРМ. Выставка будет в Историческом музее. В ходе подготовки ее будут уточняться принципы формирования и функционирования галереи. А к октябрю 2012 года должны быть разработаны критерии отбора исторических персонажей для галереи.
РГ: Как будем принимать решения? Голосованием? Тогда самые большие шансы у Аллы Пугачевой или Максима Галкина.
Бусыгин: У британцев, кстати, до 1969 года действовал запрет на приобретение портретов здравствующих лиц.
РГ: Иначе говоря, современность не будет потревожена?
Бусыгин: Пожалуй, наоборот, если понимать под современностью ХХ век. Живопись более раннего времени в основном в музейных собраниях. Остается ХХ век. К тому же именно этот период новейшей истории вызывает самые горячие споры. Если мы хотим, чтобы Национальная портретная галерея была живым местом, то историю современности не имеет смысла откидывать.
РГ: Со времен королевы Виктории появился не только Интернет, но и глянцевые журналы. Откройте любой - вот вам портретная галерея звезд масс-медиа. Я уж не говорю про телевидение, которое ЖЗЛ и товарища Брежнева, и товарища Сталина представило во многих сериях. Медиа сильно изменились по сравнению с викторианской эпохой. В чем смысл Национальной портретной галереи сегодня?
Бусыгин: Идея возникла в кругах русской эмиграции. Ее выдвинул Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. Она, видимо, рождена раздумьями о том, куда передавать те реликвии, которые хранятся в их семьях. Если бы возникла Национальная портретная галерея, то ответ на этот вопрос был бы очевиден. Иначе говоря, частные собрания, архивы русских эмигрантов могли бы стать одной из основ галереи.
Кроме того, впереди празднование 1150-летия российской государственности. Есть идея объявить 2012 год годом отечественной истории. Портреты людей, которые многое сделали для страны, это не только точка встречи современного человека с историческими лицами, это встреча человека с историей.
РГ: Встреча человека с историей - это хорошо. Подразумевает ли она воспоминание о тех, кто, допустим, как Павел Флоренский, Алексей Лосев, Варлам Шаламов, встретились с ней в ГУЛаге? И о тех, кто их туда отправлял?
Бусыгин: Я могу напомнить и о тех, кого называли "стахановцами", кто создавал индустрию страны. Я имею в виду людей 1930-х, будь то летчик Валерий Чкалов, Никита Изотов или "челюскинцы"... А были еще и Мейерхольд, и Таиров, и Михоэлс... Получается, что никакое ограниченное музейное пространство не вместит в себя галерею портретов России.
РГ: Иначе говоря, о здании портретной галереи речь не идет? Говорили же о здании бывшего музея Ленина...
Бусыгин: Мы остановились на том, что Национальной портретной галерее может быть отдана та часть зданий ГИМа, что выходят на Никольскую улицу.
РГ: Россия многонациональная страна. Портрет Шамиля будет в Национальной портретной галерее России?
Бусыгин: Хороший вопрос. Я в свою очередь могу спросить: а будет ли там портрет русского лауреата Нобелевской премии, который работает в Англии? Или будет ли там портрет Пугачева, например? Если мы ратуем за укрепление российской государственности, то что, злодеи, которые посягали на эту государственность, не найдут себе места? Хотя, например, в Русском музее прошла выставка "Гении и злодеи русской истории".
РГ: Бунтовщик Пугачев у вас по разряду злодеев проходит? Пушкин, например, не был столь категоричен. Для него, кстати, не было вопроса, считать ли пугачевский бунт частью истории государства российского. Да и для Толстого такой вопрос не стоял по поводу Хаджи-Мурата.
Бусыгин: Знаете, я с детства помню портрет Пугачева в музее Татарстана. Это портрет, который был написан поверх портрета русской императрицы.
РГ: Символический жест...
Бусыгин: Конечно. Сейчас он частично расчищен. Его так и оставили, чтобы были видны два лика.
РГ: Кроме концепции героя, есть музеи, которые делают акцент на повседневной жизни страны.
Бусыгин: Ну да. Либо выбираем выдающихся личностей, либо социальные и этнические типажи. Скажем, купца, крестьянина, разночинца... Британцы за основу брали историко-культурную значимость персоны, а не художественное исполнение этого портрета. У нас многие склоняются к этому же принципу.
РГ: Медаль на грудь, портрет на стену национальной галереи?
Бусыгин: Естественно, задача не в том, чтобы создать "доску почета", где награда нашла героя...
РГ: Уже в советское время портреты членов Политбюро художники рассматривали исключительно с точки зрения заработка. Никакие другие задачи никто и в голову не брал. И где все эти портреты сегодня? С другой стороны, в той же лондонской галерее посетители ищут портрет кисти Гольбейна.
Бусыгин: Кто-то ищет и портрет Томаса Мора кисти Гольбейна.
РГ: Вопросов больше, чем ответов?
Бусыгин: Вопросов действительно много. Давайте адресуем их читателям. Нам интересно было бы узнать их мнение.