На "Деловом завтраке" в "РГ" побывал руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. Разговор в редакции, конечно же, начался с предновогодних планов в жизни столицы.
Российская газета: Сергей Александрович! Деда Мороза, прибывшего из Великого Устюга, столица встретила на сей раз не на Манежной, или Тверской площади, а в парке им. Горького. И мэр сказал, что так будет всегда...Почему?
Сергей Капков: Это решение принято, чтобы не создавать дополнительных пробок. В городе много парков культуры и отдыха, и в этом году впервые все 13 будут работать в новогоднюю ночь. Когда пробьют куранты, москвичи смогут там с помощью больших видеоэкранов поздравить друзей, встречающих Новый год в другом парке. А утром можно будет снова прийти сюда, взять коньки и покататься: в парках будет залит 21 каток ( в прошлом году их было 10), откроется 34 пункта проката, будет более 230 километров лыжных трасс (лыжи тоже можно взять напрокат), появится 5 тысяч горок (из-за отсутствия снега все эти планы переносятся на январь).
|
Видео: Сергей Минабутдинов |
РГ: Но бесплатный вход в ЦПКиО им. Горького, который вы ввели, будучи его директором, продержался недолго...
Капков: Новость о введении платы - дело рук СМИ. На самом деле для тех, кто приходит погулять, вход парк по-прежнему бесплатный. Платный там лишь каток.
РГ: И очень дорогой, на Красной площади и то дешевле...
Капков: Он стал там дешевле, потому что появился каток в парке Горького. Но на Красной площади есть сеансы - полтора часа катания, а в ЦПКиО можно купить билет и кататься целый день. Причем, студентам и школьникам скидка
20 процентов, пенсионерам - 50, и все льготы сохраняются и и в выходные, и в праздники.
Между тем каток этот - уникальный, самый большой в Европе, сделанный по австрийской технологии. Не хуже, чем в Нью-Йорке, где покататься на таком стоит 1,5 тысячи рублей.
РГ: И все-таки для 11-миллионного города пока маловато таких всепогодных катков.
Капков: Хотелось бы, чтобы они были в каждом парке. Когда это произойдет, я скажу лишь после того, как станет ясна их экономика. Например, в Саду "Эрмитаж" тоже есть искусственный каток, правда, размером в несколько раз меньше. Его владельцы зарабатывают на сопутствующих услугах - кафе и так далее. Если катки превратятся в бизнес, то появятся частные инвесторы.
РГ: Во время новогодних каникул состоится более трех тысяч мероприятий, столько прежде не было никогда. Чем это объясняется?
Капков: Ну сколько можно проводить праздники, перемежая застолье с походом в гости или просмотром телевизора, лежа на диване? В будни у большинства москвичей не остается ни времени, ни сил, чтобы сходить в театр, кино, музей... Вот мы и предлагаем восполнить дефицит. Все 60 городских музеев будут со 2 по 9 января работать бесплатно. Можно с детьми устроить свою экскурсионную программу с учетом интересов всей семьи. Уверен, сам выезд в празднично украшенный центр города добавит настроения всем, кто выйдет из дома.
РГ: А в театр реально будет попасть?
Капков: С этим сложнее: билеты и дорогие, и раскупаются быстро. Те, кто ходит постоянно, знают это. К сожалению, сообщество постоянных театралов достаточно ограниченное - примерно 2 миллиона москвичей. Еще полмиллиона ходят на концерты и антрепризы плюс полмиллиона - провинциалы, приезжающие в столицу. Моя задача, чтобы людей, интересующихся театром, стало больше хотя бы процентов на 30. Сложность в том, что средний возраст художественного руководителя театра в Москве составляет 64 года. Это очень талантливые люди, тем не менее актуального театра для молодежи нет. Нет в репертуаре и спектаклей для детей. Чтобы они появились, мы предусмотрели на 2012 год в бюджете города деньги на гранты молодым режиссерам, чтобы они пришли на свободную площадку и поставили их. А чтобы юные москвичи увидели их спектакли, выкупим для школьников 600 тысяч билетов. Цель программы, разработанной департаментами культуры и образования: сводить хотя бы по разу в год в музей и театр каждого столичного учащегося. Ведь того, кто до 17-18 лет не ходит в театр, затащить потом туда практически невозможно. Так поколение театрального зрителя вообще может уйти. Значит, надо растить его, чтобы молодой человек расширил свое личное пространство под культуру, понял, что без этого невозможно стать развитым современным членом общества. Ходить в театр в конце концов должно быть модно.
РГ: Новые театры в Москве появятся?
Капков: Разобраться бы пока с существующими. Мэр ставит задачу часть из них реконструировать, часть - отремонтировать, оборудовать нормальной вентиляцией. Но главное - помочь вдохнуть жизнь в театры, на содержание которых город тратит 11 миллиардов рублей. Громадные деньги! Но вы ощущаете, что в Москве гремит театральная жизнь? Нет? Вот и я не ощущаю. Между тем у нас 88 театров. Но лишь несколько живут в рыночной экономике и фактически не берут денег на постановки, например, "Современник", Театр Моссовета, "Ленком", Театр Петра Фоменко. Но есть театры, где посещаемость 20-40 процентов.
РГ: Будете закрывать?
Капков: Нет. Их надо сделать актуальными. Например, предложить на базе одного открыть театр-эксперимент, который зрители не понимают, но театралам и критикам он нравится, его приглашают на разные гастроли и фестивали. Другой не может осуществлять театральную функцию? Пусть занимает социальную нишу - работает с детьми, подростками, устраивает разные фестивали для них, конкурсы, к примеру, для всех учащихся музыкальных школ. Проблема еще и в том, что 70 процентов учреждений культуры находится в радиусе ТТК. То есть в спальных районах жители изначально обделены в плане культурного досуга.
РГ: Раньше там были дома культуры, в которых работали кружки, секции, а потом их раздали, и многие больше не приносят радости никому, кроме своих руководителей. Город не планирует возродить их?
Капков: Мегацентры, напоминающие бывшие ДК, нужны. Это очевидно. Вместо этого в Генплане стоит, например, в Куркино, строительство музыкальной школы. Ну, построим мы ее там, вложим 600 миллионов рублей, и будут заниматься в ней 300-600 человек. Но социальную-то функцию района эта школа на себя не возьмет! Нужно место, где под одной крышей можно будет позаниматься шахматами, пинг-понгом, танцами - сейчас все увлекаются танцами, может быть, и театральный зал... Причем необязательно такие центры строить везде заново. Есть, например, ДК ЗИЛа площадью 21 тысяча квадратных метров, еще при Сталине построен. Директор там сдала в аренду часть помещений под кафе и ресторан, а заработанные деньги тратила не на развитие ДК, а на премию руководству по 800 тысяч рублей. Мы не продлили с ней контракт.
Эта ситуация - не исключение. Многие учреждения культуры города зарабатывают на сдаче недвижимости огромные деньги. Глядя, на каких машинах и в каких часах их руководители приезжают на совещания в департамент культуры, я понимаю, что они вполне могут обойтись без всяких дотаций.
РГ: Что же вы, будете отслеживать, какую премию каждый директор себе выписывает?
Капков: И это тоже. Но прежде всего изменим систему. Скоро официально введем регламент, устанавливающий три цены сдачи помещений учреждений культуры в аренду: социальную, государственную (льготную) и коммерческую. Если скажем, театр или ДК пустил главврачей города провести на своей площади симпозиум, то оплата пойдет по социальной цене. Причем совершенно официально. А месяца через два еще и привяжем зарплату директора к средней зарплате коллектива - она составляет по отрасли примерно 30 тысяч рублей. И тогда ему придется не только о себе, а обо всех.
РГ: В Москве много и неработающих кинотеатров...
Капков:
Да, иногда прямо в центре города, как например, "Ударник". Он был сдан под казино, потом их закрыли. А кино показывать фирме, которой он передан в аренду, невыгодно. Сейчас выработан принципиальный подход к реорганизации кинотеатров. Там, где по соседству появился торговый центр с девятизальным, скажем, киноцентром, есть смысл старый перепрофилировать под другие культурные нужды. А там, где кино посмотреть негде, будет проведена реконструкция. Сразу скажу: у нас более 500 киноэкранов. Этого достаточно. Москвичам не хватает условий для личного дополнительного образования и для образования детей, возможности послушать лекцию неподалеку от дома, получить какие-то навыки.
РГ: Вы активно продвигаете идею создания в Москве общественного пространства...
Капков: Я был на одном из недавних митингов в Москве. Смотрел, как молодежь стоит и просто рассматривает друг друга в моменты, когда звук пропадает и ничего не было слышно. А потом в блогах читал: "Как здорово, что нас так много! А где, собственно, она может еще в этом убедиться? Кто знает, где у нас собираются, скажем, любители кошек? Никто не знает. Как и о том, куда податься, скажем, человеку, который хочет лепить из глины и затем принимать участие в выставках таких же, как он, любителей. Словом, на мой взгляд, очень многие из собравшихся приходят на площади, чтобы найти "своих". Москва - агрессивный город, кругом - машины, людям места не остается. А молодым хочется встречаться, общаться...
Раньше десантники искали своих в день ВДВ на Манежной площади, где сначала напивались, потом купались в фонтанах, а потом дрались. В августе мы заранее пригласили их в ЦПКиО им. Горького. С семьями, с детьми, которых пообещали (и сдержали свое слово) бесплатно накормить мороженным. Даже столбы в парке одели в такие же, как у бойцов ВДВ, тельняшки. Угостили десантников тоже бесплатно арбузами: специально закупили 20 тонн. Они послушали концерты, выпили, закусили и еще по "полосатику" взяли с собой домой. Все прошло чинно, культурно, как в Европе. Сейчас в парки зазываем молодежь.
РГ: Парк Горького действительно стал площадкой для общения нормальных людей. Но почему именно парки должны стать местом общения? Почему в Вене напротив Ратуши в праздники ставят столы и люди там пьют пиво, закусывают сосисками, а у нас возможен только митинг - с разрешения властей, разумеется?
Капков: Парки подчиняются департаменту культуры, и мне легко принять решение, что там можно изменить. Вопрос о том, что по выходным, а не только в День города, можно перекрывать какие-то улицы и делать их пешеходными, мы с мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным обсуждали. Была в Москве в прошлом традиция гулять по бульварам. Мне кажется, возродив ее, можно оживить центр столицы. Причем не так-то много и усилий для этого потребуется: обеспечить безопасность, освещение и чистоту. Главное - умело обживать пространство, внося в него что-то объединяющее людей: Интернет ли, рампу для скейтборда... Обычная детская площадка, как например, на Патриарших прудах, и то может стать объединяющим центром.
РГ: На первом Московском урбанистическом форуме вы с сожалением заметили, что москвичи мало улыбаются. Как же добиться, чтобы улыбок на лицах стало больше?
Капков: Среда, которую мы формируем в городе, прежде всего призвана улучшать настроение людей. Поднимется оно, и москвичи перестанут хмуриться, а будут улыбаться даже в самый пасмурный день.