26.12.2011 23:46
    Поделиться

    Дело об обмане 2100 вкладчиков никак не могут начать рассматривать в суде

    Судебное рассмотрение дела крупной финансовой пирамиды под названием "Сибирская касса взаимопомощи", организаторы которой похитили у 2100 вкладчиков более 300 миллионов рублей, отложено на неопределенный срок. В полиции опасаются, что при таких проволочках далеко не все потерпевшие доживут до приговора: в ожидании суда над махинаторами скончались уже 15 ветеранов, которые отнесли в кредитный кооператив последние сбережения...

    Офисы кредитно-потребительского кооператива "Сибирская касса взаимопомощи" открылись во многих городах еще в 2006 году. Как рассказал "РГ" замначальника ГУ МВД России по Сибирскому федеральному округу Виктор Вирт, организация старалась выглядеть очень солидной: внимательные менеджеры поили клиентов чаем и кофе, компенсировали им проездные расходы и даже посылали открытки ко дню рождения. При этом кооператив обещал гигантские проценты по якобы застрахованным вкладам - от 36 до 40 годовых, что и решало дело. Пожилые люди несли в кассу деньги в надежде быстро накопить на дорогие операции или решить другие проблемы. В результате к 2009 году, когда пирамида уже свернула свою деятельность, следователи насчитали более двух тысяч пострадавших по всей России: в Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, Кемерово, Новокузнецке, Красноярске, Тюмени и даже Сочи. Кстати, на юге России организаторы кооператива не только собирали, но и активно вкладывали деньги: в Сочи они купили пять коттеджей с земельными участками (естественно, не для пенсионеров).

    Расследование длилось год и семь месяцев. За это время выяснилось, что кооператив был организован незаконно. Из 15 учредителей, якобы создавших "Сибирскую кассу взаимопомощи", 11 были подставными - двое умерших, еще несколько - отбывающих срок в колонии. В реальности "кассой" управляли четверо, которым предъявлены обвинения в особо крупном мошенничестве и организации преступного сообщества. Это две семейные пары - Елена и Александр Ильченко, Сергей Литвинов и Светлана Макосейчук.

    Последняя, 42-летняя уроженка Казахстана, дважды уже была судима за мошенничества в крупном размере. И именно она, находясь под стражей, сейчас так умело пользуется собственным правом на защиту, что дело об обмане 2100 потерпевших никак не могут даже начать рассматривать в суде. "Эти затяжки убивают в нас последнюю надежду, - говорит пострадавший Сергей Шелягин, которому касса должна около 500 тысяч рублей. - Надеюсь, что власть все-таки обратит внимание на наши проблемы".

    Такие, как Сергей Шелягин, уже много месяцев подряд каждый день звонят и приезжают к следователю по особо важным делам СЧ ГУ МВД России по СФО Владимиру Полежаеву, который нянчится с пожилыми потерпевшими, как с малыми детьми. Он - представитель власти. Но и он сейчас бессилен как-то повлиять на ситуацию. Обвиняемая, судя по всему, оказалась более изобретательной. Маневры, которые в полиции называют "циничными", Светлана Макосейчук начала совершать на стадии ознакомления с материалами дела - 400-томного дела, надо заметить. "В ход шло все симуляция болезни, невыходы из камеры, бесчисленное количество необоснованных жалоб на следователей, - говорит Виктор Вирт. - Хотя в СИЗО ее дважды обследовала комиссия из восьми врачей, и они приходили к выводу, что ее болезни не препятствуют тому, чтобы она находилась под стражей". В итоге следователи были вынуждены обратиться в суд, и уже суд признал, что Светлана Макосейчук затягивает ознакомление с материалами дела. Обвиняемая была ограничена во времени (в общей сложности она читала дело около полугода!), и затем 400 томов наконец-то поступили в Новосибирский областной суд.

    Однако 14 декабря 2011 года дело... вернулось из суда следователям. Судебная инстанция, несмотря на протесты прокуратуры, пришла к выводу, что Светлана Макосейчук все-таки не реализовала свое право на защиту. Дело вот в чем: вначале обвиняемая желала знакомиться с делом раздельно со своими адвокатами. А потом передумала. И решила читать его вместе с двумя из своих пяти (!) защитников, приглашенных из разных городов. Выяснилось, что адвокаты якобы нерегулярно являлись в СИЗО, чтобы знакомиться с материалами вместе со Светланой Петровной. И поэтому надо провести стадию ознакомления с делом заново: заново ознакомить с четырьмя сотнями томов остальных обвиняемых. И 2100 потерпевших из разных городов. Сколько это займет времени? Как минимум - полгода. А как максимум?..

    При этом имущество, арестованное по делу (пять коттеджей в Сочи, несколько квартир и автомобилей - примерно на 150 миллионов рублей), дешевеет с каждым месяцем. И шансов получить хотя бы часть вклада у обманутых все меньше. В полиции надеются, что прокуратура опротестует решение облсуда в Верховном суде. При этом, как сообщил "РГ" начальник отдела по расследованию преступлений против собственности и в кредитно-финансовой сфере СЧ ГУ МВД России по СФО Александр Богонников, сейчас позиция у "страдалицы" Макосейчук еще жестче: она заявила, что плохо себя чувствует и вообще отказывается участвовать в каких-либо процессуальных действиях. "Теперь я в принципе не уверен, что нам удастся ограничить ее в сроках, - говорит Богонников. - А вот что будет с вкладчиками хотя бы через год, совершенно неизвестно: они умирают каждый месяц".

    Поделиться