Савва Шипов: Аккредитация должна стать прозрачной и эффективной

Савва Шипов, руководитель Федеральной службы по аккредитации

Недавно созданная Федеральная служба по аккредитации должна вобрать полномочия шести действующих органов исполнительной власти. Чем будет заниматься руководимая вами служба, какова ее главная задача?

- Главная задача службы - осуществлять аккредитацию. Но для начала надо понять, что это такое? В законодательстве и на практике разные подходы к этому понятию. В ряде случаев аккредитацию ассоциируют с лицензированием, она понимается как некий инструмент допуска на рынок, разрешающий заниматься какой-либо деятельностью. Но такой подход не совсем корректен. Если же говорить об аккредитации в том смысле, в котором за нее отвечает наша федеральная служба, то здесь аккредитация является чем-то схожим с доверием. Аккредитуя, мы доверяем организациям, которые компетентны оценивать соответствие товаров и услуг установленным требованиям.

- По какому принципу вы отбираете такие организации?

- Каждая организация, которая соответствует установленным требованиям, может обратиться к нам с заявлением об аккредитации. Наша задача - оценить, действительно ли эта организация профессиональна. Этот процесс происходит при участии экспертов и экспертных организаций. В настоящее время он может быть разным в зависимости от того, в какой сфере деятельности работает та или иная организация: в сфере сельского хозяйства, пищевой отрасли, метрологии или в какой-либо иной области. Это связано с тем, что функции, которые мы будем осуществлять, ранее осуществлялись другими органами власти. Мы являемся их правопреемниками, и наша задача - создать единые подходы к процедуре аккредитации, которые будут прозрачными и эффективными независимо от сферы экономической деятельности.

- "Одним окном"?

- Не совсем так. "Одно окно" это структура, которая собирает документы за разные органы власти, а потом в разные органы власти передает для принятия решений. Мы же собираем документы и сами занимаемся их реализацией. Аналогичный опыт существует в зарубежных странах. В Европе, например, структуры, подобные нашей, были созданы в 2008-м, а заработали в 2010 году. Важным шагом для наших предпринимателей является признание нашей системы аккредитации на международной арене, поскольку возможность для наших товаров вращаться на европейских рынках связана с тем, чтобы процедура аккредитации лабораторий и органов, подтверждающих их соответствие, была состыкована с международными правилами. Мы начали работу в этом направлении. Нам необходимо привести процедуру к определенному стандарту, в том числе с учетом международного опыта.

 

В настоящее время в России аккредитовано уже около пятнадцати тысяч организаций. Идет работа по формированию единого реестра таких организаций в рамках Таможенного союза.

- Пятнадцать тысяч это много или мало?

- Много или мало должен определить рынок. При этом важно понимать, что задача службы не только проводить аккредитацию, но и осуществлять контроль за теми, кого аккредитовали ранее. Организации, проводящие экспертизы, органы по сертификации, испытательные лаборатории должны работать качественно и профессионально. У них должны быть соответствующие специалисты, оборудование. Причем не только в момент самой аккредитации, но и в последующем. Для проведения проверок аккредитованных ранее организаций мы планируем привлекать как силы экспертного сообщества, так и территориальные подразделения Росаккредитации, которые будут созданы во всех федеральных округах.

- Какие полномочия иных органов власти переданы Росаккредитации?

- Нам переданы полномочия Росстандарта, Россельхознадзора, МЧС, Росжелдора, Роспотребнадзора, Россвязи, Министерства регионального развития. И все они похожи, потому что касаются аккредитации организаций в разных сферах экономической деятельности. Конечно, в каждой из них есть и своя специфика. Например, аккредитация организаций, осуществляющих независимую экспертизу проектной документации для строительства, в настоящий момент производится на основании проверки соблюдения формальных требований. В то же время аккредитация в сфере обеспечения единства измерений или в сфере подтверждения соответствия требует участия квалифицированных экспертов, которые являются специалистами в той или иной области. В каких-то сферах таких экспертов много, а в каких-то - по пальцам пересчитать. Работа по формированию высококвалифицированного экспертного сообщества - также одна из наших важнейших задач.

- Не будет ли монополии какой-то одной экспертной организации?

- Сейчас количество организаций, участвующих в аккредитации и контроле, невелико. Главный вопрос заключается в наличии компетентных экспертов. Нам переданы функции по аттестации таких экспертов, и мы считаем работу с ними одним из приоритетов. С одной стороны, количество экспертов должно расти, с другой стороны, должен расти и уровень их профессионализма. Формирование экспертного сообщества, работа которого будет подчиняться прозрачным и понятным правилам, позволит снизить монопольные риски.

- По какому принципу вы набираете экспертов?

- В настоящий момент отсутствует должное правовое регулирование этого вопроса. Мы совместно с Минэкономразвития России надеемся заложить правовые основы для формирования экспертного сообщества через принятие законопроекта об аккредитации, широкое обсуждение которого планируется завершить к февралю 2012 года.

- Кто заказывает работу экспертов?

- Система привлечения экспертов, в том числе экспертных организаций, должна совпадать с той моделью, которая существует в Европе. Она означает, что экспертиза оплачивается непосредственно теми, кто получает аккредитацию.

Наша задача - определение прозрачных методик формирования стоимости таких услуг и ведение государственного реестра экспертов. Возможность попадания в реестр должна обеспечиваться высоким профессионализмом. Исключение из такого реестра должно стать серьезным стимулом для их качественной работы.

- Не легче ли всю аккредитацию проводить через Интернет? Тогда и лазеек для коррупции станет меньше!

- Мы это обязательно сделаем. Это одна из наших первоочередных задач. Аккредитация - государственная услуга. А все госуслуги должны быть переведены в электронный вид. Подача, просмотр, оценка документов через Интернет и отправка к эксперту возможны. Но аккредитация подразумевает выезд эксперта в организацию и проверку, есть ли там условия для проведения такой профессиональной работы. Процесс автоматизировать до тех пределов, до которых возможно, - все это снизит коррупционные риски. Но выездные проверки останутся.

- Кто пишет закон об аккредитации?

- Закон пишется министерством экономического развития. Его версия высокой степени готовности была уже в начале 2011 года. Надо понимать, что этот закон является системообразующим, сложным, важным, поэтому он проходил очень широкое обсуждение. Как с бизнес-сообществом, так и с органами государственной власти прошел оценку регулирующего воздействия. Последнее подразумевает оценку возможных затрат бизнеса, соотнесение степени принимаемых решений с этими затратами и ряд других процедур. Провели специальные слушания. Например, на Совете по аккредитации РСПП. Рассылали проект закона в различные бизнес-ассоциации и получали от них обратную реакцию. Кроме того, при министерстве экономического развития создается Совет по аккредитации. Возглавит его министр Эльвира Набиуллина. Этот совет должен будет пропускать через себя все принципиально важные правовые акты и все инициативы, связанные с развитием института аккредитации. Первое заседание совета запланировано на январь. Закон же находится на финальной стадии перед внесением в правительство.

- Когда будут готовы методики?

- Все подзаконные акты, разрабатываемые одновременно с законопроектом, должны разделять его логику, соответствовать тем подходам, которые в нем отражены. На мой взгляд, сегодня есть хорошая возможность для комплексной оптимизации процедуры аккредитации. Объединяются по кусочкам полномочия в единое целое. Есть задача интеграции всех информационных ресурсов, которые объединяют информацию об аккредитованных организациях, экспертах. Считаю, что процессы оптимизации аккредитации, ее информатизации и правового регулирования должны идти параллельно. При этом введение новых механизмов должно происходить не революционным, а эволюционным путем. Исходя из этого, все проекты нормативных правовых актов должны быть разработаны и приняты до вступления в силу закона об аккредитации. Мы ориентируемся на весну 2012 года.

- Как будут совмещаться системы аккредитации стран - участников Таможенного союза?

- Для координации усилий с белорусскими и казахскими партнерами мы вместе создали рабочую группу по аккредитации. Первое ее заседание прошло на прошлой неделе. Мы договорились встречаться ежемесячно с руководителями национальных органов по аккредитации для того, чтобы сверять позиции, координировать процессы изменений и интеграции наших правовых актов. В рамках ТС мы должны признавать результаты работы друг друга, понимать, как вместе будем работать с международными структурами. У наших партнеров есть много полезных наработок, которые мы будем использовать, но при этом нельзя забывать о необходимости защиты интересов российских организаций, работающих в сфере подтверждения соответствия.