Многие россияне привыкли проводить зимние каникулы вне дома, наибольшей популярностью пользуются пансионаты и дома отдыха в средней полосе, а также заграничные горнолыжные курорты. Альтернативой привычных направлений может стать сельский туризм.
За рубежом этот вид туризма весьма развит. Яркие примеры популярности сельского туризма демонстрируют Италия и Франция, где отдых в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих плюс несколько миллионов гостей из других стран. Десятки тысяч фермерских хозяйств занимаются сегодня сельским туризмом в Великобритании и Германии. А как обстоят дела в России? Об этом "РБГ" попросила рассказать исполнительного директора Национальной ассоциации сельского туризма Юрия Баландина.
РГ: Лето в деревне - это понятно: грибы, ягоды, рыбалка, а чем фермеры могут привлечь городских жителей зимой?
Баландин: Есть традиционные русские зимние забавы - катание на тройках, на санках с гор, зимняя рыбалка, рождественские колядки, игра в снежки, прогулки на лошадях по зимнему лесу, вечерние посиделки с традиционными песнями.
Каждый хозяин усадьбы по-своему решает, чем привлечь туристов. Но есть общие требования к обслуживанию гостей, ниже которых он обычно не рискует опуститься: это условия размещения, питания, набор дополнительных услуг, развлечения. Но почти каждый хозяин усадьбы предлагает что-то свое, у фермера есть еще своя "изюминка", делающая туристское предложение заманчивым либо для ограниченного круга лиц, либо для подавляющего большинства отдыхающих. К тому же они умело используют преимущества своей местности.
В России имеются предпосылки для разработки собственных моделей сельского туризма, в которых найдут отражение разнообразие географического и природного ресурса, а также уникальное культурно-историческое наследие народов. Особый интерес вызывает модель сельского туризма, которая применяется в хозяйстве "Ольгино" Московской области, где с 2010 года гостей принимает туристская деревня, состоящая из 12 гостевых домов.
Для привлечения гостей на свои усадьбы их хозяева используют самые различные средства: и лучшие условия размещения, и местную кухню, и знакомство с местными достопримечательностями, фольклором, изделиями ремесел и народных мастеров.
РГ: Сейчас очень много говорят о развитии сельского туризма, а как он развивается на самом деле?
Баландин: В отдельных регионах власти стали активнее разрабатывать и осуществлять конкретные мероприятия по обустройству сельских территорий, в которые включаются объекты туристической инфраструктуры: улучшение дорог, восстановление транспортного сообщения с сельскими поселениями, улучшение торгового обслуживания и питания, восстановление и новое строительство объектов туристского показа и систем обеспечения безопасности и др. Все это положительно сказывается на темпах развития сельского туризма, росте имиджа сельских территорий этих регионов.
Сегодня число гостевых домов исчисляется уже тысячами. В некоторых областях сельский туризм развивается особенно быстро; в Вологодской области в 17 районах организованы гостевые дома с единовременным размещением около 1400 туристов, в Калининградской - более 30 гостевых домов, в Ленинградской - около 20, в Московской - 22, в Алтайском крае работает около 100 усадеб, в Краснодарском крае - 19. В этом году объектов сельского туризма в регионах выросло на 20-30%.
Сельский туризм в России сегодня - это уже не дань моде, получившей признание во всем мире. Это новое социально-экономическое явление, факт зарождения сектора туристической отрасли, ориентированной на использование природных, культурно-исторических и прочих ресурсов сельской местности для создания и предложения турпродукта широкому кругу лиц.
Достаточно отметить, что у нас уже около 2% горожан проводят свой отпуск в сельской местности. Но для сравнения заметим, что в целом в странах Евросоюза в сельской местности отдыхают 35% горожан, а в Голландии - около 49%. Эти данные только подчеркивают, как много нам предстоит поработать, чтобы удовлетворить потенциальный спрос на отдых в сельской местности.
Наряду с частными предпринимателями на рынке действуют и средние туристические компании (агроусадьбы, мини-гостиницы и др.). Хозяева объединяются, нанимают на работу местных жителей, пользуются услугами поставщиков и т.п. Они могут позволить себе пользоваться услугами специалистов по маркетингу, по правовым вопросам, бухгалтерскому учету, сосредоточиться на других аспектах бизнеса.
Оборот таких компаний достаточно высок, что позволяет им иметь собственные накопления или привлекать заемные средства для крупных вложений в развитие и модернизацию.