На первом заседании рабочей группы Комиссии по вопросам градостроительства в историческом центре Москвы обсуждались вопросы, что делать с рядом объектов - сносить или сохранять.
Как известно, прежняя комиссия, прозванная в народе "сносной", упразднена, новая только приступила к работе. Обсуждение в Мосгорнаследии, как и было обещано, велось предельно открыто - в присутствии журналистов и даже с прямой трансляцией на "Эхе Москвы". Повестку дня огласил замруководителя департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов. Начали с завода "Красная Пресня". Промзону освобождают под жилую застройку для переселения жителей микрорайона Камушки, на месте которого будет транспортная развязка для Делового центра "Москва-Сити". На заводской территории планируют возвести 4 жилых дома, куда переедут 1,5 тысячи семей из Камушков, и детсад на 250 мест. По словам эксперта, из 26 заводских построек историческую и культурную ценность представляет лишь одно здание - корпус чугунно-литейного завода купца Расторгуева (середина XIX века). Несмотря на то что представитель заказчика предлагал оставить только фасад, комиссия настояла на сохранении "крыльев" еще крепкого здания с интересными сводчатыми интерьерами. В Центральном административном округе немало выселенных домов, которые могли бы даже получить статус памятников, если бы их вовремя отреставрировали. Но они разрушались, горели и теперь представляют печальное зрелище. Спор возник по поводу бывшего доходного дома в 6-м Ростовском переулке, 6, построенного по проекту архитектора Стеженского в 1914 году. Он давно признан аварийным и расселен. В 2010 году, несмотря на отсутствие разрешения на снос, его фактически разобрали. Тогда на пути бульдозеров встал "Архнадзор", и прокуратура прекратила снос. И хоть здание не имеет охранного статуса, его считают образцом застройки церковного назначения. Но что с ним дальше делать?
- Я бы воздержалась от сноса, - выступила руководитель специализированной мастерской историко-архитектурных исследований ГУП "Моспроект-2" Евгения Дутлова. - Фасад интересный, сохранились авторские наличники - из такой вот стенки пол-Москвы восстановлено.
Окончательное решение комиссия отложила до проработки вопроса, как можно будет использовать воссозданное здание. Хотя, казалось бы, что за проблема? Под тот же детсад трудно найти площадку в городе. Когда разобрались с девятью выселенными домами, перешли к судьбе Кругового паровозного депо Николаевской железной дороги. В августе это творение архитектора Константина Тона едва успели спасти от сноса. ОАО "РЖД" намеревалось на месте старинного депо проложить дополнительные пути для пригородных электричек. Уже был разобран 160-летний металлический купол. Разгорелся скандал. После проведения историко-культурной экспертизы руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский подписал распоряжение о присвоении депо статуса памятника архитектуры регионального значения. Члены комиссии единогласно проголосовали за его реставрацию.
А вот новенькая, с иголочки, гостиница "Москва", которая ждет открытия, если и будет опять памятником, то не скоро.
- В городском реестре объектов недвижимого культурного наследия она до сих пор значится как "Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран", - комментирует советник руководителя Мосгорнаследия Николай Переслегин. - Сегодня это не соответствует действительности. Подлинное здание снесено в 2004 году, а вновь построенное хоть и воспроизводит внешние формы прежнего, является "новоделом", причем достаточно грубым. В связи с этим на заседание рабочей группы и был вынесен вопрос о целесообразности присутствия данного объекта в реестре памятников истории и культуры.