Прошедшая в Северной столице всероссийская конференция "Санкт-Петербург - морская столица России" в этот раз была посвящена вопросам подготовки квалифицированных кадров. Причем обсуждение коснулось не только морского транспорта, но и всей отрасли в целом. Эксперты признали: транспортная отрасль развивается так быстро, что угнаться за ее потребностями будет довольно сложно.
Интеграция нашей страны в мировое сообщество диктует новые стандарты и предъявляет свои жесткие требования ко всем областям развития, том числе и к транспорту, и к образованию. И здесь нам предстоит многое поменять.
По словам советника министра образования и науки Романа Глушакова, стране сейчас мешает солидный разрыв между транспортными системами малых городов и мегаполисов, городов и деревень. В итоге это тормозит попытки создать единую транспортную систему в стране, когда сформирован единый рынок транспортных услуг, когда все виды перевозок взаимодействуют в общем пространстве, а также когда транспортные компании плотно связаны с процессом обучения будущих специалистов.
- Сказывается разница в мобильности населения, в показателях качества транспортной инфраструктуры, - подчеркнул Глушаков. - При этом в городах дает себя знать архаичность градостроительных стратегий, в которые входит организация транспортных сетей. Развитие города просто не успевает за скоростью развития транспортной отрасли. Поэтому особенно актуальной становится проблема эффективного управления транспортом и проектирования, которой должны заниматься специалисты.
Однако, по словам Глушакова, эти столь необходимые квалифицированные специалисты появятся лишь из поколения, которое сейчас еще учится в школе - ко времени их поступления, возможно, эффективная система подготовки кадров перейдет из планирования к практике.
Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова рассказала, что вслед за всем миром России предстоит задуматься о том, сколько именно человек с высшим образованием необходимо для нашей транспортной отрасли. По ее словам, уже сейчас наблюдается существенный разрыв между тем, что требуется рынку труда, и тем, что хочет население, приоритеты здесь отличаются. Поэтому оптимальным вариантом стала бы работа учебных заведений "под результат", подготовка специалистов транспорта для конкретных рабочих мест, что к тому же позволит студентам начать работать уже во время учебы.
Однако российское образование еще не справилось с предыдущими нововведениями. По словам президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Бориса Левина, с появлением системы ЕГЭ многое поменялось.
- К вузам предъявляются требования по определенным показателям ЕГЭ поступающих, - пояснил он, - однако есть целые вузы, работающие на обеспечение кадрами конкретной отрасли, например транспортной. Для них важен любой поступающий, в том числе и из отдаленных регионов, так как он потом должен будет туда вернуться, уже будучи профессионалом. И пусть у него несоответствующий уровень сдачи ЕГЭ - его проще принять и "подтянуть" потом. Так что я считаю, что требования по ЕГЭ для некоторых вузов должны быть иные.
Также на фоне обострившегося недавно вопроса безопасности на транспорте собравшиеся эксперты признали: пресловутый "человеческий фактор", который так часто упоминали после громких транспортных катастроф, на деле является синонимом отсутствия профессиональной подготовки и теоретических знаний, некомпетентности. Поэтому качественная подготовка любого специалиста-транспортника - конструктора, механика, водителя или диспетчера - это в первую очередь обеспечение безопасности будущих перевозок.
Тем временем
В начале декабря в Мурманске начал работу многофункциональный учебно-тренажерный центр подготовки специалистов по выживанию на море Государственной морской академии имени адмирала Макарова (ГМА). Открытие центра стало результатом подписанного соглашения о сотрудничестве между академией и "Арктикморнефтегазразведкой". В новом центре используются методики и многолетний опыт Морского УТЦ ГМА и Школы профессионально-технического обучения АМНГР в подготовке морских специалистов и персонала нефтегазовых объектов. Спектр программ включает в себя начальную подготовку по вопросам безопасности и инструктажа по борьбе с пожаром по расширенной программе специалистов по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам, оказание первой медицинской помощи, по перевозке опасных веществ на судах, транспортировке опасных грузов. Центр оборудован всем необходимым.