28.12.2011 06:21
    Поделиться

    Глава СКЖД: Железнодорожники и портовики хотят работать согласованно

    Организация скоростного движения на юге России невозможна без развития инфраструктуры

    В уходящем году темпы строительства новых железнодорожных путей в зоне ответственности Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) стали рекордными за все время ее эксплуатации.

    О существовании компании в рыночных условиях, о  реализации олимпийских проектов и  перспективах развития в ближайшие  годы рассказывает начальник СКЖД Владимир Голоскоков.

    - Чем вызвано значительное расширение полномочий начальников железных дорог и в чем заключаются главные изменения, закрепленные в новой редакции положения о железной дороге?

    - Начало нового века поставило перед руководством ОАО "РЖД" задачу модернизации и основных фондов, и подвижного состава. Поэтому была создана программа реформирования отрасли.

    В конце ноября президент компании ОАО "РЖД"  Владимир Якунин утвердил новую редакцию положения, в которой закреплены серьезные изменения, продиктованные жизнью.

    СКЖД сегодня представляет собой филиал компании холдингового типа, который должен удовлетворить потребности населения в нормальных бесперебойных перевозках.

    Теперь на железные дороги возлагаются дополнительные функции в сфере корпоративного управления подразделениями филиалов и дочерних обществ. Ведь в составе РЖД действует 51 филиал, большинство имеет свои территориальные подразделения на нашей Северо-Кавказской железной дороге. При этом возрастает роль и расширяются полномочия начальников железных дорог в связи с необходимостью координации деятельности участников перевозочного процесса на региональном уровне.

    Это долгожданные изменения, так как  позволяют усилить управляемость  перевозочным процессом, безопасностью  движения поездов, поддерживать имидж  компании. Начальник дороги вместе со своим аппаратом координирует работу подразделений и предприятий РЖД, работающих на полигоне магистрали, так как они участвуют в едином процессе. Он теперь обеспечивает достижение стратегических целей подразделениями, разрешает спорные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия этих подразделений.

    Всего в 2011 году на участке Туапсе - Адлер будет введено  в эксплуатацию 12,2 километра двухпутных вставок

    Изменения вызваны тем, что дороги лишились ряда функций в связи с формированием  вертикально интегрированных структур. У каждого своя вертикаль управления. Но перевозочный процесс - это  взаимодействие всех подразделений. Для решения вопросов необходима, конечно, и административная власть. Поэтому начальнику дано право применять к руководителям подразделений РЖД в границах дороги дисциплинарные взыскания в установленном трудовым законодательством порядке, кроме освобождения от занимаемой должности. Начальник дороги теперь представляет руководителям функциональных филиалов и иных структурных подразделений РЖД предложения о премировании или лишении премии глав их территориальных подразделений, работающих в границах железной дороги.

    - Раньше у начальников  дороги были больше функции хозяйственного руководителя. Теперь - координатора. Каков результат  от наделения новыми полномочиями?

    - Результатом расширения полномочий должно стать улучшение эксплуатационной работы, совершенствование и обеспечение синхронизации технологических и корпоративных процессов, предотвращение рисков технологической разбалансированности.

    Утверждено распоряжение о единой целевой модели железной дороги (региональном центре корпоративного управления) - филиале РЖД, устанавливающее типовую организационную структуру, а также основные задачи и функции заместителей начальника дороги.


    На СКЖД введены в эксплуатацию 36 билетопечатающих автоматов для пригородного сообщения. Фото:Виктор Погонцев

    Общий смысл перераспределения полномочий в том, чтобы железнодорожники предоставляли  свои услуги и грузоотправителям  и пассажирам на самом высоком уровне. Но для этого необходимы согласованные действия всех участников перевозочного процесса и регулирование, возложено на начальника дороги, который является стратегическим координатором на определенной территории.

    - Недавно прошел второй железнодорожный съезд. Каковы его итоги?

    - В работе этого форума, который состоялся 18-19 ноября в Москве, приняли участие  более трех тысяч человек. Северо-Кавказскую дорогу представляли почти 100 железнодорожников.

    В канун  юбилейного года 175-летия Российских железных дорог делегаты подводили итоги развития сети согласно плану, намеченному первым съездом железнодорожников. Именно этот план впоследствии был переработан в "Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года".

    Эффективное функционирование железнодорожного транспорта исключительно важно для обеспечения устойчивого развития российской экономики и повышения качества жизни населения страны. В прошедшие годы этот тезис был подтвержден жизнью - отрасль послужила объединяющим началом для экономики России, связующим звеном для республик постсоветского пространства.

    Сегодня железнодорожный транспорт формирует  около двух процентов отечественного внутреннего валового продукта и  обеспечивает 1,5 процента занятости  населения. Это характеризует нашу отрасль как системообразующий элемент экономики России, ключевой фактор модернизации. Руководство страны, понимая значение нашей деятельности, поддерживает нас на всех этапах реформирования, и что особенно важно, - в период, когда кризисные явления еще не преодолены.

    Съезд определил основные задачи развития железнодорожного транспорта на ближайшие  годы. Прежде всего, это ускорение  развития инфраструктуры, оптимизация  процесса грузовых перевозок, повышение  качества и безопасности пассажирских перевозок, инновационное развитие холдинга и блок задач по социальной ответственности бизнеса компании.

    Предстоит и очередной, четвертый этап реформы  железных дорог. Нужно решить задачу усовершенствования рыночных механизмов, которые уже начали действовать, доработать и актуализировать нормативную базу.

    - В предновогодние дни увеличивается пассажиропоток на дороге. Какие новые поезда и услуги планирует  вводить руководство СКЖД? Какие тарифы будут действовать  в это время?

    - К  Новому году назначаются дополнительные поезда, готовится специальная праздничная программа по обслуживанию пассажиров на вокзалах. В особом режиме будут работать кассы. В среднем в сфере СКЖД на юге России курсирует 80 поездов, но к концу декабря мы увеличим это количество до 105. Если потребуется, мы сможем добавить поезда в сторону наших курортных городов. Резерв есть. Летом в пиковые периоды количество пассажирских поездов на СКЖД достигало 200. Не сомневаюсь, что с этой задачей мы справимся. И всех, кто хотел бы приехать, обязательно в нужные пункты доставим.

    Кроме того, мы ежегодно везем детей ЮФО  и СКФО на Кремлевскую елку. Около 700 ребятишек с юга России в  этом году будет перевезено специальным  поездом.

    В период новогодних праздников на проезд в  поездах дальнего следования РЖД будут применяться понижающие коэффициенты.

    Успешно развивается технология продажи  проездных документов, заказанных и  оплаченных через Интернет. Ежегодно количество пассажиров, приобретающих  проездные документы через Интернет, увеличивается в два раза в  сравнении с предыдущим годом.

    С января 2010 года в опытную эксплуатацию была внедрена технология предоставления услуги электронной регистрации на поезда дальнего следования с нумерацией 001 по 199. Она позволяет пассажиру  миновать билетную кассу и осуществить посадку в поезд по документу, удостоверяющему личность.

    Ежегодно, начиная с 2003 года, Федеральной службой  по тарифам РФ утверждается график гибкого регулирования тарифов  на проезд в поездах дальнего следования. В 2012 году среднее увеличение стоимости проезда впервые будет ниже заявляемой инфляции и составит всего пять процентов.

    Графики гибкого тарифного регулирования на 2012 год опубликованы на официальном  сайте РЖД. Зная периоды изменения  тарифов, пассажиры могут заранее  планировать поездки и уменьшать связанные с ней расходы.

    - Под Новый год  традиционно возрастают не только пассажирские, но и грузоперевозки, создавая проблемы на припортовых станциях. Как СКЖД расширяет  узкие места в  своих главных  "болевых точках"  - в районе Новороссийска, Туапсе, Грушевой, Тамани?

    - Северо-Кавказская железная дорога взаимодействует с  десятью портами на юге России, осуществляя грузопереработку на припортовых  станциях. До 80 процентов грузооборота приходится на долю портов Новороссийск и Туапсе.

    В конце  лета и осенью действительно мы были свидетелями значительных простоев вагонов на подходах к портам, на терминалах, в железнодорожных узлах, образования "складов на колесах".

    Причины этому разные. Например, после отмены ограничений на экспорт зерна  экспортеры заявляли к перевозке через станцию Новороссийск объемы, практически в два раза превышающие перерабатывающие возможности перегрузочных зерновых комплексов. Однако и Новороссийский зерновой терминал, и Новороссийский комбинат хлебопродуктов подтвердили грузоотправителям прием всех заявленных объемов. В итоге сложилась ситуация, при которой ежесуточная отгрузка значительно превышала возможности грузополучателей. Четкая работа диспетчерского аппарата СКЖД по подводу зерна на станцию Новороссийск позволила обеспечить стабильную работу терминалов на максимальном уровне. Тем не менее, было введено конвенционное ограничение на погрузку зерна назначением на станцию Новороссийск.

    Центр фирменного транспортного обслуживания РЖД провел большую работу по согласованию объемов перевозок в соответствии с перерабатывающими способностями терминалов. Эти меры позволили поднять основную массу "брошенных" поездов.

    - Какова ситуация в  районе припортовых станций на сегодняшний  день?

    - В настоящее время поток экспортных грузов в направлении станции Новороссийск составляет 7,5 тысячи вагонов, что выше норматива на 1,5 тысячи. Это обусловлено ростом экспорта минеральных удобрений к концу года. Сегодня на полигоне дороги по технологии прямой перевалки "вагон-борт судна" накоплено 16 составов с удобрениями. Эти составы, по мере подхода судов к порту, в ближайшее время будут подведены в Новороссийск и выгружены.

    В сложившихся  условиях дорога всегда идет навстречу  смежникам. Мы постоянно поддерживаем на выгрузочных станциях двух-трехсуточный запас груженых вагонов в целях бесперебойного обеспечения фронтов выгрузки.

    Несколько сложнее ситуация в направлении  станции Туапсе. В связи с подготовкой  к зимней Олимпиаде 2014 года перед  дорогой поставлена задача по доставке грузов для строительства олимпийских объектов. В 2010 году было доставлено 14,4 миллионов тонн таких грузов. В 2011 году нам необходимо перевезти 15,33 миллиона тонн, на 19 процентов больше плана 2010 года. И это при глобальной реконструкции участка Туапсе - Адлер и двух крупнейших станций Адлер и Сочи, а также при строительстве новой станции Имеретинский курорт. В этих условиях крайне сложно обеспечить доставку грузов к Туапсинскому порту, балкерному терминалу и нефтебазе. Перед диспетчерским аппаратом дороги поставлена задача обеспечить максимальную эффективность использования пропускных способностей данного направления. По сравнению с началом декабря количество брошенных поездов сокращено в два раза.

    Сейчас  у станции Туапсе простаивает  более десятка поездов с углем, нефтепродуктами и минеральными удобрениями. Для выхода из сложившейся ситуации также предпринята такая непопулярная мера, как сокращение объемов отгрузки в адрес вышеуказанных стивидоров. При согласовании объемов отгрузки в адрес станции Туапсе на декабрь 2011 года дорога вышла с предложением к руководству РЖД сократить объемы отгрузки нефтепродуктов.

    Однако коренным образом решить проблему можно  только совместными усилиями. Порты  должны развивать свою инфраструктуру, обновлять крановое оборудование, внедрять новые перегрузочные комплексы. Сотрудничество на основе взаимопонимания и взаимоуважения способно создать современную эффективную модель экспортных перевозок.

    Возрастающий  поток грузов к южным портам требует  значительного развития и железнодорожной  инфраструктуры.

    Для того чтобы обеспечить свободу транспортных потоков в порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк, на дороге реализуется проект комплексной реконструкции участка Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская с обходом Краснодарского узла. В 2010 году шло строительство вторых путей на лимитирующих перегонах. Инвестиции в этот проект в 2010 году составили 5,9 миллиарда рублей, а за 10 месяцев 2011 года - около 4,5 миллиарда рублей.

    Проектом предусмотрено строительство второго  главного пути на всем протяжении участка (642 километра), проведение реконструкции существующего пути и контактной сети, удлинение приемо-отправочных путей на станциях, строительство и реконструкция тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры.

    Не менее важен другой проект - Комплексная реконструкция участка разъезд 9-й километр - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ. Его реализация позволит в полном объеме организовать своевременную доставку экспортных грузов не только в порт Новороссийск, но и в строящиеся порты Таманского полуострова. Построенные пути и складские помещения дадут возможность хранить грузы, под которые суда еще не подошли, сократить время простоя вагонов на сортировочных станциях Батайск, Краснодар-Сортировочный, Тихорецкая. Увеличится и пропускная способность близлежащих участков, что позволит исключить длительное хранение груза в вагонах. Следовательно, увеличится и вагонооборот по дороге в целом.

    В прошлом  году завершен третий этап реконструкции  станции Кавказ. Построен новый приемо-отправочный парк из пяти путей протяженностью 1050 метров каждый. Всего ввод мощностей по объекту составил 6,4 километра станционных путей и 13 стрелок электрической централизации. Завершена укладка бесстыкового пути на перегоне Киевский - Варениковская (23,8 километра). Инвестиции в реконструкцию участка 9-й километр - Юровский - Анапа - Темрюк - Кавказ на Северо-Кавказской железной дороге в 2010 году составили около 625 миллионов рублей, а за десять месяцев 2011 года - 1,3 миллиарда рублей.

    Еще один важный объект был сдан в первых числах июня - завершена реконструкция Большого Новороссийского тоннеля на Северо-Кавказской железной дороге. В строительные работы инвестировано около восьми миллиардов рублей. Сдача в эксплуатацию тоннеля позволила значительно повысить скорость поездов и пропускную способность участка Тоннельная - Новороссийск. Также на СКЖД внедрены информационные технологии, которые позволяют на сортировочных станциях Батайск и Краснодар формировать поезда назначением в Новороссийск, под конкретные причалы и судовые партии. Благодаря этому удалось в несколько раз ускорить обработку вагонов.

    Традиционно в период новогодних и рождественских праздников наблюдается снижение деловой  активности наших партнеров по рынку  транспортных услуг. Прежде всего, грузоотправителей и грузополучателей. Вместе с тем экономические процессы не должны находиться в зависимости от чьего-то праздничного настроения. Экономика региона не может стоять на месте, она обязана ежедневно и непрерывно развиваться. В этой связи все участники перевозочного процесса должны обеспечить стабильную и бесперебойную работу своих подразделений в праздничный период.

    Сегодня есть понимание и желание у  портовиков и железнодорожников  работать согласованно.

    - Как идет реализация проекта по организации  интермодальных перевозок по маршруту Сочи - Адлер - аэропорт Сочи? В каком состоянии другие олимпийские объекты РЖД?

    - Первыми  олимпийскими объектами стали грузовые дворы железной дороги, которые были сданы в срок и очень помогли  строителям. Сегодня они уже выполнили свои функции, и существуют планы по их демонтажу. Грузовой двор Россельхозакадемии в Адлере в 2012 году будет разобран, и на этом месте появится парк по подготовке пассажирских поездов. В 2011 году в РЖД приступили к модернизации вокзалов и станций Адлера, Сочи в плане адаптации для людей с ограниченными возможностями для передвижения. Будут построены новые станции в Имеретинской долине и по дороге на Красную Поляну.

    Инвестиции  в реализацию проекта "Организация железнодорожного сообщения Сочи -  Адлер - аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной линии Адлер - аэропорт" за одиннадцать месяцев 2011 года составили более 1,7 миллиарда рублей.

    Строительство железнодорожной линии от Адлера до аэропорта города Сочи (протяженностью 2,7 километра) ведется с опережением графика. С начала года в полном объеме выполнены работы по отсыпке земляного полотна и устройству верхнего строения пути.

    В полном объеме завершены проходка и обделка  тоннелей №?1 и №?2, строительство трех эстакад, монтаж ограждающих конструкций остановочного павильона и остановочной платформы, систем кондиционирования, связи, пожароохранной сигнализации остановочного павильона.

    Завершены установка шумозащитных экранов, опор контактной сети и подвеска контактного  провода, отделочные работы в остановочном павильоне, строительство подпорных стен противооползневых сооружений.

    Эффективное функционирование железнодорожного транспорта крайне важно для обеспечения устойчивого развития российской экономики и повышения качества жизни населения страны

    В настоящее  время производится устройство инженерных коммуникаций, монтаж оборудования и  архитектурное оформление порталов тоннелей, рекультивация и озеленение территории.

    Ведутся пуско-наладочные работы смонтированного  оборудования. Готовятся тестовые испытания  электропоездов на построенной железнодорожной  линии.

    По существу, эта ветка уже готова, и первые технологические передвижения по ней мы уже осуществляли. Сейчас идет доводка. В связи с реконструкцией станции Адлер сегодня нет необходимости торопить события и запускать участок вне всего комплекса.

    Инвестиционная  деятельность на дороге имеет ярко выраженную предолимпийскую направленность. Под программу развития железнодорожной инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр выделено около 63,7 миллиарда рублей, что составляет более двух третей всей программы СКЖД.

    Из  них только 55 миллиардов рублей инвестировано  в строительство Совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт - "Альпика-Сервис", которая обеспечит доставку зрителей и участников соревнований на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности. Пропускная способность железной дороги составит до 8,5 тысячи пассажиров в час, автомобильной - до 11,5 тысячи человек в час.

    В будущем  году на реализацию олимпийских проектов предусмотрено 44 миллиарда рублей. Из них один миллиард будет потрачен на завершение организации интермодальных перевозок на участке Сочи - Адлер - аэропорт Сочи, 104 миллиона - на усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе - Адлер, 42,8 миллиарда - на строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис", 34,2 миллиона - на реконструкцию железнодорожных терминалов Сочи и адаптацию их к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями.

    Все планы, которые мы наметили по олимпийскому строительству, будут выполнены  в срок, и россиянам не стоит переживать из-за их реализации. Реализация проектов контролируется всеми руководителями: от первых лиц страны и РЖД до представителей на местах. У меня никаких опасений по этому поводу нет.

    - Как реализуется проект организации двухпутного движения вдоль Черноморского побережья?

    - На участке Туапсе - Адлер 60 километров были однопутными. Проектным институтом были проведены расчеты по необходимым  пропускным способностям участка, в  результате которых появилась потребность  строительства 32 километров вторых путей - вставок.

    В рамках проекта завершаются работы по строительству  двухпутных вставок на перегонах  Мацеста - Хоста, Дагомыс -  Сочи, Лазаревская - Чемитоквадже, Сочи - Мацеста, Туапсе - Шепси  и Якорная Щель - Лоо, начатые  в прошлом году.

    Кроме того, продолжается строительство двухпутной вставки на перегоне Водопадный -  Лазаревская. На всех объектах параллельно  идет строительство волноотбойных  стен и каменнонабросных бун, препятствующих размыву железнодорожного полотна.

    Беседовал Сергей Кисин

    Поделиться