Новости

30.12.2011 00:25
Рубрика: Экономика

Дороги выведут в Сеть

Автолюбители смогут проверить, как тратят деньги, собранные от акцизов на бензин

Несмотря на увеличение "бензиновых" акцизов, ждать роста стоимости топлива в первые дни 2012 года не стоит. А для того, чтобы средства дорожных фондов, в которые направляются топливные сборы, расходовались прозрачно и эффективно, их будет контролировать общественность.

С таким предложением выступили на селекторном совещании по формированию региональных дорожных фондов глава минтранса Игорь Левитин и министр финансов Антон Силуанов. 

Для этого, считает Силуанов, можно привлечь к распределению средств автолюбителей,  создать специальную страничку в Интернете. Зайти на ресурс и увидеть, где строятся и ремонтируются дороги, по какой цене, сможет любой желающий. По итогам года на этой странице власти отчитаются,  какие задачи удалось решить за счет сбора акцизов на ГСМ.

Федеральный дорожный фонд заработал в этом году, с 2012 года часть средств будет поступать еще и в региональные фонды. Основными источниками пополнения фондов является транспортный налог и акцизы на бензин, которые с этого года увеличиваются каждый год по рублю. По прогнозам, уже в следующем году общий объем региональных дорожных фондов составит более 391 миллиарда рублей. К 2014 году финансирование дорожного строительства в субъектах без учета Москвы и Санкт-Петербурга, может увеличиться по сравнению с нынешним годом в 2,1 раза.  При этом не менее пяти процентов средств региональных дорожных фондов должно идти муниципалитетам в виде субсидий на проектирование и строительство сельских дорог.

По словам Левитина, практически во всех регионах документы о создании региональных дорожных фондов подписаны. Исключение составляют лишь четыре региона - Тверская, Калининградская области, Хабаровского края и Карачаево-Черкесия. В ближайшие дни, призвал Левитин, они должны исправить эту ситуацию. Между тем, если бы не создание региональных дорожных фондов, то приведение в нормативное состояние дорог было возможно только к 2020 году. А некоторые регионы - и того позже. Так, Якутия смогла бы привести  в порядок свои дороги лишь к 2031 году, Омская область - к 2025 году.

Но резкое увеличение объемов финансирования дорожного хозяйства на первом этапе может столкнуться с неготовностью рынка эффективно использовать эти средства, беспокоится глава минтранса.  За долгие годы нехватки средств региональные подрядные организации, местные производители стройматериалов приспособились к этому. И теперь не исключена ситуация, когда сроки выполнения работ будут срываться, а их качество - снижено. А производители стройматериалов начнут  необоснованно завышать цены.  Поэтому необходимо организовать мониторинг за динамикой цен на материалы и дорожные работы, разработать меры гибкого оперативного реагирования на случаи их завышения и обобщать информацию из отдельных регионов.  Такая система должна учитывать и предусмотренное законодательством разграничение полномочий в сфере дорожной деятельности по уровням государственной власти и местного самоуправления, считает Левитин. Еще одна проблема - направление средств, предусмотренных на дорожную деятельность, на другие цели -  строительство объектов городского землеустройства, финансирование строительства и эксплуатации систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Чтобы избавиться от таких недостатков, и нужен общественный контроль над расходованием средств дорожных фондов, считает Левитин. По мнению министра, помочь в создании  системы  мониторинга могли бы общественные организации. 

Пока, сетует лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, власть на местах абсолютно закрыта от общественных организаций. Он поддержал идею общественного контроля. Но не стал скрывать, что автомобилистов волнует возможный рост стоимости топлива из-за повышения акцизов. Кроме того, Лысаков попросил губернаторов обратить внимание на бесперебойность снабжения топливом.

Обещать, что цены на ГСМ в следующем году останутся неизменными, понятно, никто не может. Однако, по мнению экспертов, резкого роста в начале года не предвидится - топливные компании заранее заложили повышение акцизов в стоимость бензина. А в середине недели ситуация с ценами на ГСМ обсуждалась на совещании у вице-премьера Игоря Сечина, и компаниям дали понять, что рост цен не приветствуется, рассказал "РГ" источник, знакомый с ситуацией. По словам замминистра финансов Александра Новака, у нефтяников есть возможность не повышать отпускную стоимость бензина с заводов. Именно на этом этапе, заметим, и происходит взимание дополнительного рубля.

Тем временем

Не менее пяти процентов средств региональных дорожных фондов  должно предоставляться муниципалитетам в виде субсидий на проектирование и строительство сельских дорог. По столько же муниципалитеты получат из фондов на капитальный ремонт дворовых территорий населенных пунктов, проездов и на муниципальную дорожную сеть. 

Экономика Транспорт Правительство Минтранс Правительство Минфин Цены на бензин
Добавьте RG.RU 
в избранные источники