Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22859
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4445) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Министр С. Шматко
Прим. ред.: приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 19.03.2012.
Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила ведения раздельного учета доходов и расходов, а также иных показателей, необходимых для ведения раздельного учета доходов и расходов, по видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - раздельный учет).
2. Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета.
3. Раздельный учет ведется по следующим видам деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - субъекты естественных монополий):
3.1. передача электрической энергии (мощности) по единой национальной (общероссийской) электрической сети;
3.2. передача электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;
3.3. технологическое присоединение к электрическим сетям;
3.4. оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, включая раздельный учет по следующим услугам:
управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков;
обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций и услуг по формированию технологического резерва мощностей;
3.5. прочая деятельность.
4. Требования настоящего Порядка в части осуществления раздельного учета по субъектам Российской Федерации распространяются на:
4.1. субъектов естественных монополий, осуществляющих оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, в нескольких субъектах Российской Федерации;
4.2. субъектов естественных монополий, осуществляющих оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по единой национальной (общероссийской) электрической сети в части раздельного учета по субъектам Российской Федерации, на территории которых устанавливаются дифференцированные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы;
4.3. субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установление тарифов на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в части обеспечения системной надежности и (или) их предельных уровней осуществляется органом исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов дифференцированно по субъектам Российской Федерации.
5. Отчетность, содержащая данные раздельного учета, ведется по формам согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляется субъектами естественных монополий (в том числе в электронном виде) вместе с бухгалтерской отчетностью организации:
5.1. в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сроки, предусмотренные Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 26 февраля 2004 г. N 1091, но не ранее сроков представления бухгалтерской отчетности, установленной законодательством Российской Федерации;
5.2. субъектами естественных монополий, осуществляющими оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности) по единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуг по технологическому присоединению к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в пределах Единой энергетической системы России, - в орган исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по соответствующему запросу, но не ранее сроков представления бухгалтерской отчетности, установленных законодательством Российской Федерации;
5.3. субъектами естественных монополий, не указанными в пункте 5.2 настоящего Порядка, - в органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по соответствующему запросу, но не ранее сроков представления бухгалтерской отчетности, установленных законодательством Российской Федерации;
5.4. для свободного доступа в рамках раскрытия информации субъектами естественных монополий в порядке и сроки, предусмотренные стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
6. Показатели раздельного учета по перечню согласно таблице 1 приложения N 1 должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.
II. Перечень показателей, по которым субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет
7. Раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по следующим элементам и видам затрат, а также иным показателям, необходимым для ведения раздельного учета доходов и расходов:
7.1. основные показатели отчета о прибылях и убытках согласно таблице 1.1 приложения N 1 к настоящему Порядку;
7.2. расходы субъекта естественных монополий по элементам (статьям) затрат:
7.2.1. расходы на приобретение сырья и материалов;
7.2.2. расходы на оплату услуг сторонних организаций (с выделением расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети и на оплату услуг других сетевых организаций, расходов на страхование и ремонт основных средств);
7.2.3. расходы на приобретение электрической энергии (с выделением расходов на приобретение электрической энергии в целях компенсации ее технологического расхода (потерь) в электрических сетях с разделением по уровням напряжения электрических сетей, а также коммерческого расхода (потерь));
7.2.4. расходы на оплату труда;
7.2.5. расходы на выплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
7.2.6. расходы на амортизацию основных средств;
7.2.7. расходы на амортизацию нематериальных активов;
7.2.9. расходы по арендным и лизинговым платежам;
7.2.10. расходы на уплату налогов;
7.2.11. на выплату процентов по кредитам;
7.2.12. прочие расходы.
Состав расходов, по которым субъектами естественных монополий ведется раздельный учет, в зависимости от сферы деятельности субъектов естественных монополий, определяется согласно таблицам 1.2 - 1.4 приложения N 1 к настоящему Порядку.
К иным показателям, необходимым для осуществления раздельного учета доходов и расходов, относятся численность промышленно-производственного персонала, основные средства (включая арендованные), незавершенное строительство, дебиторская задолженность, заемные средства, которые определяются согласно таблицам 1.2 - 1.4 приложения N 1 к настоящему Порядку.
III. Принципы раздельного учета показателей, по которым субъекты естественных монополий обязаны вести раздельный учет
8. Разделение по видам деятельности и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему виду деятельности и субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта.
В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному виду деятельности и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.
9. Отнесение выручки и дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками (включая ее списание в убыток) к соответствующим видам деятельности и субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из условий договора по соответствующему виду деятельности.
10. Отнесение заемных средств к соответствующим видам деятельности и субъекту Российской Федерации осуществляется исходя из целевого назначения привлеченных средств.
11. Для целей настоящего Порядка расходы субъекта естественных монополий, включая расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, указанные в Приложении 1 к настоящему Порядку, подразделяются на:
расходы, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), относимые на конкретный вид производимой продукции (работ, услуг) в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее - прямые расходы). Такие расходы распределяются по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации;
расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на производство конкретного вида производимой продукции (работ, услуг) и (или) к одному субъекту Российской Федерации (далее - косвенные расходы). Указанные расходы распределяются по видам деятельности и субъектам Российской Федерации в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка.
12. Распределение косвенных расходов по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации производится в соответствии с одним из нижеследующих принципов:
пропорционально прямым расходам по соответствующим видам деятельности;
пропорционально физическому отпуску продукции (оказываемых услуг);
пропорционально условным единицам, приходящимся на соответствующий вид деятельности;
пропорционально численности производственного персонала;
пропорционально фонду оплаты труда производственного персонала;
пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности;
пропорционально стоимости основных производственных фондов;
иным способом в соответствии с учетной политикой субъекта естественных монополий.
Допускается одновременное применение различных принципов распределения для различных статей расходов с учетом требований пункта 14 настоящего Порядка.
13. Разделение по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации прибылей и убытков субъекта естественных монополий осуществляется расчетным путем исходя из принципов разделения показателей, необходимых для их расчета в соответствии с пунктами 8 - 12 настоящего Порядка.
14. Принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (ч. II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (ч. II), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (ч. I), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837; N 37, ст. 4685; N 37, ст. 4708; N 40, ст. 5102; 2011, N 14, ст. 1916; N 23, ст. 3316; N 11, ст. 1524; N 17, ст. 2416; N 24, ст. 3501; N 29, ст. 4497).