В России в настоящий момент готовятся новые поправки к Федеральному закону N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", которые могут стать мощным импульсом для развития сектора инвестиционных услуг в России. В среде специалистов инвестиционной сферы одной из наиболее обсуждаемых проблем последних лет стали изменения в законодательстве о ETF (Exchange Traded Fund). ETF - торгуемые на бирже фонды - уже давно завоевали популярность на Западе. Изменения в российском законодательстве о ETF могли бы серьезно расширить круг инвесторов, позволив инвестировать в ETF не только пенсионным фондам и инвестиционным компаниям, но и частным инвесторам.
Со времени своего появления биржевые фонды эволюционировали и усложнились, превратившись из простого инструмента инвестирования в фондовые индексы в серьезную альтернативу фьючерсам, свопам и структурированным продуктам. Эксперты прочат биржевым фондам невероятный успех на российском рынке, и у них есть на это все основания. ETF действительно обладает уникальным сочетанием характеристик, которое и привлекает инвесторов: высокая ликвидность и низкие издержки, обилие инвестиционных идей и широкие возможности диверсификации инвестиций. В России к этим причинам прибавляется еще одна: до настоящего времени на российском рынке инвестиционных продуктов не было инструмента, который бы позволял инвестировать в индекс так, чтобы рост портфеля максимально соответствовал росту индекса. Такой продукт заинтересовал бы как институциональных, так и частных инвесторов, потому что предоставлял бы возможность просто и безопасно инвестировать в рост рынка в целом.
К сожалению, развитие ETF в России сдерживают законодательные ограничения. Сейчас биржевые фонды подпадают под те же законодательные нормы, что и ПИФы, что сводит на нет все их преимущества. Конечно, на первый взгляд ПИФ и ETF очень похожи. Однако при ближайшем рассмотрении очевидно, что ПИФы по ряду параметров значительно уступают ETF.
Главным достоинством ETF является то, что с их паями инвестор может проводить абсолютно те же операции, что и с акциями. Благодаря этому паи биржевых фондов могут торговаться и на зарубежных фондовых биржах в отличие от паев ПИФов, которые могут обращаться только в стране его учреждения, так как не проходят процедуру листинга. Кроме того, с паями ETF возможны такие операции, как "кредитное плечо" и "игра на понижение". Несмотря на то что это ведет к значительному возрастанию рисков, для некоторых инвесторов это может стать оптимальным средством достижения их инвестиционных целей. На Западе паи биржевых фондов в вопросах налогообложения также приравниваются к обычным акциям, а не к инструментам коллективных инвестиций, что в большинстве случаев обнуляет НДС.
Создатели биржевых фондов не продают ETF напрямую инвесторам. Инвестор может купить паи только через аккредитованного участника рынка, то есть их продажа частному инвестору предусмотрена лишь через брокера на организованном биржевом рынке. Благодаря такой организации торговли паями управляющие фондом могут держать "в деньгах" минимум средств. Это позволяет им сохранять динамику фонда максимально близкой к динамике индекса. Подобное совершенно невозможно в ПИФе: согласно российскому законодательству, любой частный инвестор может обратиться в управляющую компанию с заявкой о погашении паев. Из-за этого фонду всегда необходимо держать "в деньгах" достаточную часть средств или иметь возможность в любой момент продать бумаги фонда, чтобы погасить паи. Если подобную систему применить к ETF, следование индексу станет весьма условным, а управление - неэффективным.
Это лишь основные проблемы, с которыми сталкивается любая попытка перенесения биржевых фондов на российскую почву. Конечно, существует еще множество нюансов, однако очевидно, что законодательное регулирование ETF в соответствии с правилами для ПИФов лишает смысла саму идею биржевых фондов. А если принять во внимание, что помимо излишней законодательной зарегулированности ETF, которая является результатом стремления регуляторов защитить права пайщиков ПИФов, существует и другая проблема, связанная с законодательством, - вопросы о юрисдикции, появляющиеся в связи с использованием в ETF различных типов активов, то перспектива развития ETF в существующих условиях кажется весьма неправдоподобной.
Конечно, профессиональные участники рынка, уверенные в необходимости изменения законодательства о ETF, постоянно ведут активную лоббистскую деятельность. Однако пока удалось добиться лишь скромных результатов.
Поскольку процесс изменения законодательства движется медленно, управляющие компании постоянно ищут новые способы открытия доступа к ETF для своих клиентов. На данный момент для российских инвесторов существует два основных способа покупки зарубежных биржевых фондов: покупка ETF через брокеров, работающих на зарубежных фондовых рынках, или путем покупки пая в паевом инвестиционном фонде фондов, в основе которого лежат ETF. В последнее время ведущие инвестиционные компании начали активно формировать такие фонды фондов. Этот вариант можно назвать привлекательным для российских инвесторов.
Но и в случае формирования подобного фонда фондов остается ряд законодательных ограничений, которые существенно ограничивают свободу действий управляющих и таким образом снижают эффективность управления активами. К таким ограничениям относятся четко прописанные максимально возможные доли каждого типа активов в составе фонда и запрет для управляющих компаний на инвестирование капитала клиентов в собственные фонды. Эти нормы установлены с целью защитить клиентов инвестиционных компаний, но в то же время все это снижает качество управления, что также создает препятствия для внедрения новых инвестиционных инструментов в России.
У нас интерес к ETF среди частных инвесторов, несмотря на невысокий уровень осведомленности, уже велик, можно смело утверждать, что поправки в законодательство стали бы огромным импульсом для развития сектора инвестиционных услуг в России.