Если говорить о новогодних форматах типа "Голубой огонек", то говорить практически не о чем, - сплошное мелькание набивших оскомину лиц, цветовых пятен. Скачешь по каналам, а вместе с тобой и впереди тебя скачут неутомимые Киркоров, Басков, Бабкина и прочие. И весело подмигивают: "Мы тебе попереключаем...".
У меня идея
Они правы. В новогоднюю ночь поиски в телеящике какого-то сюрприза - пустая трата времени. Теленачальники решили мудро: чем выдумывать и изобретать, нате вам то, что вы жевали и год, и сто лет назад.
Еще сравнительно недавно Первый придумывал что-то сюжетно-пародийное типа "старые песни, фильмы и сказки на новый лад". Теперь мы еще не успели сесть за стол и пропустить одну две стопки, а нас уже мордами в "Оливье-шоу". На второй кнопке вроде что-то сюжетное - "Новые приключения Аладдина". Но всю новизну с этой премьеры смывает до боли и тошноты знакомые лица отечественных шоу-бизнесменов.
На манеже НТВ - они же. Плюс Серега Глухарь в роли артиста Максима Аверина.
Весь эфир 31-го декабря, за исключением "Культуры", представлял из себя салат "Оливье".
У меня предложение: может, федеральным каналам довольно изображать конкурентную борьбу за телезрителя... Может, им просто слиться в новогоднем экстазе и выдавать на все частоты во всех диапазонах одно общенациональное шоу. Такой опыт есть: парад Победы, бой новогодних курантов под звон бокалов с шампанским.
Дарю название: "Обои-шоу". Может быть, и не слишком эффектное, но, по крайней мере, честное.
Рождественские истории
Этот формат нашему ТВ дается так же трудно, как прогресс - отечественному автопрому.
Пару раз только удалось. Да и то в незапамятные советские времена: "Карнавальная ночь" на волне оттепели 1956-го и "Ирония судьбы" в преддверии заморозков с последовавшей за ними тоскливой зимой Застоя.
Оба случая объяснимы. Один связан с дозволенной легализацией лирического самочувствия посреди казенных будней. Другой - с бегством в лирику от будничной предопределенности. Даром, что Эльдар Рязанов оснастил нехитрую водевильную интригу таким количеством задушевных сердечных песен Микаэла Таривердиева на слова больших поэтов от Евтушенко и Ахмадулиной до Пастернака и Цветаевой. И даром, что ли, сценарий с таким "андеграундом" был отвергнут Госкино, но, к счастью, оказался принятым к производству другим ведомством - Гостелерадио. (Межведомственная рознь в те времена создавала предпосылки для художественных откровений).
С той поры, сколько ни старались советские и российские мастера кино, ничего равного им не удавалось сотворить в рождественско-новогоднем формате. А советским и российским телезрителям приходилось довольствоваться ежегодными повторами обеих "рязановских ночей". Была еще одна картина, коя вписывалась в рамки новогоднего торжества - "Покровские ворота" Михаила Козакова и Леонида Зорина. Ее наше ТВ крутило (и крутит) тоже довольно часто. Но она не стала ритуально-обязательным спутником встречи Нового года. В отличие от голливудских рождественских историй "Один дома" и "Один дома 2".
Положения не поправили ремейки и сиквелы "Ирония судьбы. Продолжение" и "Карнавальная ночь 2". Их Первый канал пытается внедрить в распорядок новогоднего досуга телезрителя. Но что-то в этом есть натужное. Их можно посмотреть раз, потом пересмотреть - другой. А дальше они не "работают". Они не стали (и уже не станут) близкими родственниками, как это случилось с двумя первыми рязановскими картинами.
В этом сезоне дебютировала в качестве новогоднего подарка картина "Елки". Ее и в первый раз оказалось трудно досмотреть. А в следующий новогодний праздник, если буду смотреть, то только под дулом автомата.
Под занавес зимних каникул была рассказана еще одна рождественская история - "На крючке". Она - задорно оптимистическая - о том, как молодая энергичная девушка, обучающая детишек фигурному катанию, поймала, не ведая того, на крючок молодого удачливого миллионера, с которым заключила брак не на небесах, а под водой в белой фате. Очень рождественская история, но какая-то уж чересчур жирная.
Попробую высказать догадку: отчего у нас с этим жанром незадача. Я так понимаю, дело не в отсутствии талантов или необходимого финансового поощрения. Тут есть, скорее всего, внутренняя причина.
По моим скромным наблюдениям, жанр рождественской истории поднимается тогда, когда в основании текущего житья-бытья есть устоявшийся социально-политический уклад - неважно: социалистический или буржуазный. Когда тяготит либо беспросветная тоска одиночества, либо нескончаемая радость коллективизма. Тогда особенно велика потребность в просвете, коим и суждено стать Новому году вкупе с Рождеством. Тогда и является спрос на волшебные истории. И только после этого может обнаружиться предложение.
Сегодня кино не удаются обыкновенные чудеса потому, что в основании нашего жизнеустройства нет определенности. Социалистическая - растаяла. Буржуазная не устоялась. Или: не состоялась.
Судьбы без иронии
Постновогодним сюрпризом оказался второй сезон "Шерлока Холмса", сделанный на ВВС и показанный на Первом канале. Тут то отрадно, что авторы не пытались снять нечто адекватное и конгениальное по отношению к первоисточнику. При этом они открыли в знакомом и любимом герое некоторые комплексы, что тревожат нас и сегодня. А именно какую-то патологическую любовь к криминальному формату. Шерлок ХХI века готов по стенке бегать (или стрелять в нее), если СМИ не сообщают о каком-нибудь запутанном и остроумно задуманном уголовном казусе. Он чувствует себя подсевшим на иглу своей страсти. Кажется, еще немного, и он сам, великий сыскарь, станет их придумывать, чтобы развлечь себя и многочисленных телезрителей. Видел бы он репертуар наших каналов, ежедневно выплевывающих на экран детективные сериалы... Он, если бы не умер от скуки, то повесился от нее.