Весной 2012 года должен открыться первый туристический круизный маршрут по Каспийскому морю, стартующий из Астраханской области. В руководстве региона уверены, что дельта Волги давно уже перестала быть краем исключительно охотничье-рыболовного туризма и в состоянии сегодня предложить разнообразные варианты этого вида бизнеса. Профессионалы рынка сомневаются в успехе задумки, если круизы не будут поддержаны местными властями.
Варианты развития туризма юга России рассматривались на прошедшей в Астрахани Первой международной конференции по вопросам развития туризма в Прикаспийском регионе.
По мнению главы Федерального агентства по туризму Александра Радькова, региону необходимо сделать акцент на проведении исторических реконструкций расположенных в этом степном краю бывших столиц средневековых государств, для того чтобы туристы почувствовали себя частью события, были вовлечены в процесс. Для упорядочения этого процесса предполагается создать в Астрахани координационный совет по развитию туризма на Каспии. Кроме того, в туристические маршруты могут быть включены такие местные достопримечательности, как священная для степняков гора Богдо и озеро Баскунчак.
Отдельно речь на конференции шла и о восстановлении круизного туризма по Каспийскому морю. Участники согласились, что для Прикаспийского региона наиболее перспективным видом туризма, который намерены продвигать представители многих стран, являются именно круизы.
Несколько лет назад астраханские власти приобрели одно круизное судно, которому за зиму предстоит пройти реновацию, а весной пустить в предстоящий морской круизный тур.
Как рассказал "РБГ" губернатор Астраханской области Александр Жилкин, летом 2010 года на яхте он прошел по Волге и Каспию до казахского города Актау, что произвело на него глубокое впечатление. Для привлечения туристов необходимы только налаженная "круизная" инфраструктура, комфортабельные гостиницы и теплоходы, грамотные гиды.
- Ежегодно в Астраханской области отдыхают свыше 2,5 млн туристов, - утверждает Александр Жилкин. - Они посещают исторические города-памятники Сарай-Бату, Итиль, живые музеи. Строятся гостиницы, аквапарки, дендропарки, туристско-рекреационные зоны. Есть интересный проект по созданию нашего "Мертвого моря" на озере Баскунчак. Построена первая очередь санатория на 110 мест, вторая будет предусматривать уже 200 мест. Там же будет детский центр на 100 мест - в течение 2012-2013 годов проект завершится. Заканчивается и строительство грязелечебницы. Естественно, что это привлечет и досуговый бизнес, и отельеров, и рестораторов. Уже сегодня туда на выходные приезжают до 10 тысяч отдыхающих.
Работающие в регионе туроператоры пока не очень верят в реальность этого проекта.
- Круизные туры набирают популярность по всему миру, и у нас наблюдается рост продаж, - призналась "РБГ" гендиректор южнороссийской компании Наталья Косьмина, - однако это больше относится к круизам по Европе и Средиземноморью. Отдых же в СНГ развит крайне слабо. Надо понимать, что людям на судне необходимо сходить на берег, иначе они сойдут с ума даже на комфортабельном лайнере. А куда они будут сходить на Каспии, где совершенно не развита туристическая инфраструктура?
- Полагаю, что подобные круизы могут быть интересны только жителям Астраханской области, - считает владелец крупного регионального туроператора Алексан Мкртчян, - жителям городов, где "есть деньги", таких как Ростов, Краснодар, Ставрополь, просто невозможно добраться в Астрахань - не летают самолеты, крайне неудобный круговой маршрут по железной дороге. К тому же сутки такого круиза будут стоить не менее 4 тысяч рублей на человека. Учитывая, что круизы редко бывают короче 10 суток, то за 40 тысяч гораздо легче и комфортнее слетать в Европу или Турцию. Вероятно, круизы по Каспию могут быть выгодными, если в течение года-полутора местные власти реально будут их дотировать.