Никогда еще у столицы не было столько денег, сколько заложено в бюджете 2012-го года! Ожидается, что поступит в него 1,45 триллиона рублей доходов (это на 70 миллиардов больше, чем в 2011-м и на 250 миллиардов больше, чем в докризисном 2008-м), а расходы запланированы в размере 1,7 триллиона рублей. На что будут потрачены такие средства, а главное, как это скажется на жизни жителей столицы?
По накатанным рельсам
В канун Нового года журналисты поинтересовались у мэра Сергея Собянина, какие из 16 утвержденных московским правительством городских программ он считает приоритетными? "Не могу выделить ни одну из них, будем работать сразу над всеми", - ответил он. И признался: "Мне нравится тактика генерала Брусилова, который в годы Первой мировой войны решил наступать сразу всеми своими четырьмя армиями по принципу: где-нибудь да прорвемся. И не прогадал: противник не смог просчитать направление главного удара и понес тяжелое поражение". В будущем в военной науке такая тактика так и стала называться - Брусиловский прорыв.
Противник Собянина сейчас - это отсталость столицы от потребностей жителей в целом ряде самых важных для них отраслей. И прежде всего, конечно же, пробки на дорогах, победить которые он рассчитывает с помощью программы транспортного развития города. Ее цена в бюджете - самая высокая, более 300 миллиардов рублей. Политика здесь известная. Власти не скрывают, что и дальше будут делать все для того, чтобы как можно больше москвичей пересело на общественный транспорт. Будут продолжать, разумеется, строить и реконструировать и дороги: все 19 вылетных магистралей должны за два ближайших года увеличить пропускную способность примерно на четверть. Но даже увеличившийся в своих масштабах город - не безразмерный. А потому продолжится сооружение метро, которое, наконец-то, начинает приобретать необходимый размах: строители вышли уже на 30 площадок и с 2013 года будет вводиться в год по 12-13 километров вместо традиционных 4. К лету должна быть отработана большая часть выделенных полос для наземного общественного транспорта: их первые 80 километров из 300 запланированных уже доказали, что комфортабельные автобусы-экспрессы могут по ним двигаться со скоростью вдвое выше, чем автомобильный поток. Но главный резерв, уверен мэр, это более эффективное использование железной дороги. "Рельсы уже есть, их даже строить не надо, как в метро, - объяснял он журналистам. - Осталось только создать пересадочные узлы, скоростные линии движения да правильную тарифную политику для элктричек". Собянин не скрывает, что именно с прицелом реализации этого плана главой департамента транспорта в конце прошлого года он назначил Максима Ликсутова, бывшего главу компании "Аэроэкспресс". Сообщая об этом, журналисты не обошли того, что Ликсутов, по оценке журнала "Форбс", входит в сотню самых богатых россиян и имеет состояние 0,5 миллиарда долларов. "Мне все равно, богат он или беден, - заметил по этому поводу градоначальник. - Главное, что он эффективный менеджер". И в качество доказательства привел в пример - внедренный по предложению Ликсутова абонемент на электрички "Большая Москва", удешевивший жителям столичного региона проезд из области в столицу чуть не вдвое.
Допускают столичные власти и то, что, скорее всего, придется в новом году пойти и на ограничения, которые вряд ли понравятся большинству москвичей. Ведь без них не обошелся ни один мегаполис мира, не обойдется и Москва, о чем прямо заявил московскому градоначальнику Морис Леруа, разработчик проекта "Большой Париж", приезжавший в российскую столицу на Первый урбанистический форум. Вопрос в том, какие именно это будут ограничения? До сих пор в Москве велись дискуссии о введении платного въезда в центр города. Мэр пока больше склоняется к тому, чтобы для начала лишь процентов на 20 уменьшить в центре количество бесплатных парковок. Где конкретно их сократят и когда это случится, пока не знает никто, ситуацию в настоящее время изучают эксперты. В любом случае жителей центра это не коснется. Их внутриквартальные стоянки, как были, так и останутся бесплатными, заверил мэр. Но учитывая, что с 1 июля вступит к тому же в действие поправка в Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которой резко повысится штраф за стоянку в неположенном месте, нынешний беспредел - где хочу, там и ставлю машину, хоть на тротуаре, хоть посреди дороги, - видимо, все-таки закончится.
Эксперимент закончился досрочно
В образовании Собянин пока не хотел заниматься реформированием. Но обнаружив, что финансирование школ по привычным сметам, в которых все прописано - от зарплаты учителей до закупки моющих средств, нет только самих детей, в марте прошлого года решил все-таки пойти на пилотный эксперимент. 125 школ получили право сами вместе с родителями распоряжаться выделенными деньгами. Остальным педагогам сказали: захотите - присоединитесь, нет - ваше право. Уже летом в эксперименте участвовала половина из полутора тысяч московских школ. А с 1 января 2012 года Собянин принял решение распространить эксперимент на все образовательные учреждения, хотя прежде планировалось сделать это не раньше чем через год. Единственная причина ускорения - то, что от желающих принять в нем участие не стало отбоя.
Результаты - прелюботнейшие. Учителя школ, еще недавно заинтересованные в максимальной закрытости своего заведения, прошлым летом сами пошли по квартирам зазывать родителей первоклассников записать ребенка именно в их школу. Ведь теперь, если у них в классе 15 учеников, то за 15 они и получат зарплату, а если 25 - то за 25...С одной стороны, финансирование напрямую связано с количеством учащихся, с другой - нормативы на ученика во всех школах стали такими, какие были прежде только в самых лучших. То есть по 120 тысяч рублей, а не по 63 тысячи. И вот из таких-то денег треть можно пустить на премиальный фонд! Правда, при условии, если есть за что премировать. Решает же это совет общественности, большая часть состава в котором - родители. Кому, как не им, виднее всего, как ребенку в этой школе живется.
Займитесь своим здоровьем
Скоро почувствуют москвичи и первые плоды модернизации здравоохранения. Закупка самых современных томографов и прочего уникального оборудования уже избавила их от необходимости месяцами ждать очереди на такие высокотехнологичные операции, как стентирование, шунтирование и другие. А после отмены норматива на обязательный срок пребывания пациента в стационере (он составлял 12 дней, независимо от состояния больного), в городских больницах сразу освободилась треть коек. "Что стоит за этим? - говорил Собянин. - Оказывается, именно настолько городу нужно меньше самих стационаров и персонала для них. Тем же, кто будет работать в них, появится возможность на ту же треть повысить зарплату".
Вплотную занялись власти и простыми городскими поликлиниками, которые до сих пор славились разве что полами с протертым линолеумом и дикими очередями. Часть из них отремонтировали в прошлом году, в этом строители придут в остальные. Найдена управа и на очереди. Как сообщила заммэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец, в 50 поликлиниках пациенты уже могут записаться на прием к врачу по Интернету, до 15 января электронная запись появится еще в 65, а до 1 июля ее будут иметь все без исключения амбулаторные учреждения города.
только цифры
В течение 2012 года продолжится работа и по благоустройству города. В частности, планируется капитально отремонтировать 6,5 тысячи дворов, реконструировать 30 парков, существенно расширить сеть пешеходных улиц.
Удаленная запись к врачу будет осуществляться через московский портал госуслуг pgu .mos.ru или через единый колл-центр по телефону: 8-495-539-30-00