В России бизнес на постановке мюзиклов пока не приобрел грандиозных масштабов. Вкладываются в развитие этого направления в основном западные инвесторы. Российские же бизнесмены пока с опаской относятся к инвестициям в песни и пляски. Как заработать в России на мюзиклах? Какие "подводные камни" ожидают потенциального инвестора? И, самое главное, как привлечь зрителя и развить бизнес? Об этом и многом другом рассказывает пионер мюзиклов в России генеральный директор Stage Entertainment в России Дмитрий Богачев.
- Как построен мюзикл-бизнес в России? В чем отличие российской схемы от западной?
- Если определить мюзикл как популярный зрелищный музыкальный спектакль, рассчитанный на массовую аудиторию, то в России жанр возник, оформился и приобрел популярность в последние десять лет. В отсутствие традиций независимого коммерческого театра перед пионерами мюзиклов в России стоял выбор использования ресурсов государственных репертуарных театров или создания того самого коммерческого театра с чистого листа.
Первый подход выглядит наиболее простым: продюсерская группа постановки аффилируется с менеджментом театра или непосредственно входит в его руководство, а мюзикл включается в репертуар театра. Это дает экономию затрат за счет государственного финансирования: уже не нужно тратить средства на аренду здания, можно использовать существующие в театре зарплатные ставки актеров, административного, технического и коммерческого персонала, получать льготы на размещение рекламы по социальным расценкам, предоставляемым государственным театрам, не платить коммунальные платежи и многое другое.
Второй подход задается "бродвейскими" канонами. Он предполагает построение серьезного механизма по созданию, постановке и ежедневному прокату мюзикла в режиме 8 представлений в неделю до момента полной окупаемости инвестиций, сделанных к моменту премьерного показа, с последующим получением прибыли от дальнейшего проката. Это позволяет создавать масштабные, зрелищные постановки, поскольку позволяет максимально сосредоточить творческий потенциал, денежные и человеческие ресурсы, рекламные усилия, внимание, энергию, силы вокруг одного конкретного мюзикла. Мне довелось вместе с коллегами стоять у истоков адаптации и внедрения этой модели в нашей стране применительно к мюзиклу "Норд-Ост". Это было непросто. Достаточно представить себе, как нелегко было нам привлекать каждую неделю многие тысячи зрителей, не имеющих в то время понятия, что такое мюзикл, на новый спектакль в зал ДК подшипникового завода, расположенного в московской промзоне. Результат - несколько сот тысяч зрителей, посмотревших "Норд-Ост". Вслед за этим последовали CATS, MAMMA MIA!, "Красавица и Чудовище", "Зорро", "Звуки музыки" и ледовые мюзиклы, которые посмотрели миллионы российских зрителей. Считаю это достижение маркетинговым прорывом, благодаря которому в нашей стране стала возможной модель ежедневного проката - единственный на сегодняшний день экономически обоснованный формат существования независимого коммерческого театра.
- Насколько рентабелен этот бизнес в России? В какие сроки окупаются инвестиции, какова чистая прибыль и т.д.?
- Мне сложно судить об экономике подобных проектов в государственных репертуарных театрах, поскольку эта модель содержит для меня много неизвестных: как и кем при таком подходе осуществляется финансирование, как расходуются средства и как затем распределяются доходы от продажи билетов? Спектакли, идущие в репертуаре, предполагают ежемесячную установку и последующий демонтаж декораций и оборудования, на которые редко отводится больше двух дней, а также использование штатного звука и света театра. Поэтому чаще всего просто не удается полностью реализовать свои творческие замыслы, идя на всякого рода компромиссы. Такой репертуарный мюзикл неправильно сравнивать со стационарной масштабной постановкой, на инсталляцию которой уходят многие недели и которая чаще всего использует уникальное оборудование, подбираемое и устанавливаемое специально для нее. По моей практике успешный качественный коммерческий мюзикл с бюджетом около 130-150 миллионов рублей возможно окупить в Москве в течение 20 недель ежедневного проката при 34 спектаклях в месяц и 80-90-процентной заполняемости полуторатысячного зала в течение всего сезона проката. Повторю, речь идет о коммерческом прокате, где все расходы, включая аренду театра, его ремонт, рекламу, зарплату и налоги, оплачиваются сполна.
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы получился успешный, "продаваемый" мюзикл?
- Прежде всего необходимо узнать, кто ваш зритель и чего он хочет. Затем нужно честно самому себе ответить на вопрос, действительно ли красивая идея, что не дает вам спать, - это то, чего хочет зритель? И как ее адаптировать к зрительским ожиданиям, если это возможно? Следующий ряд вопросов лежит в более практической плоскости: какую реакцию у людей вызывает бренд, как сделать его наиболее привлекательным, какими средствами рассказать о постановке вашей аудитории, сколько зрители готовы отдать денег за билеты и в каком составе придут на спектакль? Какими художественными средствами и в какие сроки можно поставить мюзикл, кто те люди, что помогут вам создать постановку, сколько на все это потребуется денег? Ответы на эти и многие другие вопросы должны лечь в основу подробного навигационного плана, прежде чем вы пуститесь в длительное плавание. Все, что случится потом, - ваша ответственность: победа - это ваша победа, неуспех - это ваш неуспех. Когда один известный российский режиссер недавно обвинил в провале своего дорогостоящего фильма в США американских зрителей, которых он назвал "фермерами", это выглядело неуклюжей попыткой оправдать свои маркетинговые просчеты. Затем похожая судьба постигла этот фильм и в Европе, и в России, и аргументов для оправдания не осталось.
- Чем можно привлечь российского зрителя?
- Удивлять с каждым годом все сложнее. Аудитория стала искушенной и требовательной. Те продюсеры, что наивно полагаются на количество спецэффектов, техники и сотни тонн декорации, недооценивают зрителей. Зрители приходят в театр за переживаниями и эмоциями. Если вам удалось увлечь, заставить поверить, почувствовать, вызвать искренние слезы, радость, удивление, восторг, значит, все получилось. Оформление постановки, музыка, танец, драматургия, режиссура, все эффекты и разные сюрпризы - это компоненты, которые, даже будучи безупречными по отдельности, могут стать примитивным безвкусным винегретом. Мюзикл "Человек-Паук" с рекордным за всю мировую историю постановочным бюджетом в 65 миллионов долларов при всей своей сногсшибательной сложности и головокружительных эффектах, на мой взгляд, стал как раз таким винегретом. То же касается, например, мюзикла "Шрек" - неудачной сценической реализации классного мультфильма. Смотришь, удивляешься, а выходишь из зала с ощущением, будто не в театре побывал, а на аттракционах покатался. Требуется не только "плодотворная дебютная идея" продюсера, его опыт, знания и интуиция, но главным образом профессиональный уровень тех творцов, кто единой командой вместе с продюсером создает мюзикл.
- Какие сложности возникают у мюзикл-бизнеса в России?
- К сожалению, по-прежнему велика разница в подходах чиновников к театру: государственные и городские театры получают всевозможные льготы независимо от того, посещают зрители их постановки или нет. Подчас из-за чрезмерного протекционизма театры-призраки занимают здания и целые комплексы, сдавая их от случая к случаю в субаренду под корпоративные мероприятия, поскольку собственный репертуар не пользуется популярностью и не приносит денег. При этом коммерческие театры и проекты, существующие на частные деньги, не имеют никакой возможности длительной аренды театральных зданий на коммерческих условиях для своих постановок. Для меня это выглядит абсурдом: театральная компания на собственные средства предполагает создание и прокат того или иного спектакля, который действительно интересен зрителям, за свой счет готова создать для этого сотни достойно оплачиваемых рабочих мест и платить значительную арендную плату вместе с коммунальными платежами за использование здания его собственнику, будь это министерство культуры страны или департамент культуры столицы, но не может получить в длительную аренду ни одну пристойную театральную площадку. Я, к примеру, был обескуражен, столкнувшись с тем, что в Москве продолжают строиться новые прекрасно оборудованные театральные здания стоимостью в десятки миллионов долларов и тут же безвозмездно и безо всякого конкурса передаются в управление третьим лицам.
Создание нормальных условий для развития театра и здоровой конкуренции за зрителя, внедрение передовых постановочных стандартов и технологий, стимулирование активного творческого процесса, привлечение туристов, получение дополнительных средств в бюджет - в конце концов это задача госчиновников, отвечающих за культуру.