До церемонии "Оскара" остается чуть больше месяца, но вокруг этой главной голливудской премии разгорается серьезный скандал.
Только что Американская академия кинематографических искусств и наук приняла новые правила, крайне встревожившие документалистов. Согласно им, документальные фильмы будут рассматриваться Академией на соискание премии "Оскар" только в том случае, если они были отрецензированы наиболее влиятельными американскими газетами "Нью-Йорк таймс" или "Лос-Анджелес таймс", в их бумажном или Интернет-варианте. Таким образом, первоначальный отбор фильмов в "лонг-лист" номинантов на "Оскара" теперь целиком зависит от субъективных вкусов штатных кинообозревателей этих газет.
Основная причина такого решения: документальные фильмы производятся в таком количестве, что просмотреть их отборщики Академии не в состоянии, и список претендентов должен быть каким-то образом сокращен. Основной аргумент противников реформы: очень многие сильные работы, особенно в короткометражных жанрах, вообще не получают коммерческого проката и, соответственно, не освещаются в ведущих газетах. Теперь у них исчезает последний шанс получить признание. Лонг-лист этого года, кстати, включает несколько картин, которые не были замечены в прессе, но получили признание на "Документальных неделях" - ежегодном фестивале, который проходит в Лос-Анджелесе под эгидой Международной ассоциации документалистов. "Это странное решение - передоверить отбор фильмов третьей стороне, в данном случае газетам", - заявил в интервью "Нью-Йорк таймс" программист Международного фестиваля в Торонто Том Пауэрс. Впрочем, в этой заочной полемике представитель Академии парировал возражения тем, что администрация "Оскара" намерена сосредоточить внимание на фильмах, имеющих реальный кинотеатральный прокат, и не заниматься картинами, ориентированными на мизерное число зрителей. Хотя, по его признанию, в этом случае "мы можем потерять некоторое число достойных фильмов".
Слухи о предстоящей реформе ходили в кругу документалистов довольно давно, и само решение еще официально не обнародовано, но один из руководящих функционеров Академии Рик Робертсон в телефонном разговоре подтвердил, что такое решение будет опубликовано на этой неделе и вступит в силу с 2013 года.
Предстоящая реформа в регламенте премии "Оскар" стала отражением давних противоречий между фильмами, которые реально смотрят зрители, и так называемым "артхаусом", производимым чаще всего с прицелом на успех в двух-трех фестивальных залах и выпускаемым в лучшие случае на DVD. Отдавать предпочтение таким "фильмам-невидимкам" перед картинами, ставшими общественным событием, было бы, считают в администрации Киноакадемии, несправедливо.
В результате спорного решения администрации "Оскара" рецензии в ведущих общенациональных газетах становятся как бы главным и решающим критерием и популярности, и качества фильмов в одном флаконе.