Самый любопытный, на мой взгляд, итог прошлого года - политическая презентация "позитивного класса России". Разумеется, появился (намылся морем Истории) этот класс постепенно. А публично "явился" - на митингах в декабре. "Новые русские декабристы" представляют ту самую Россию, "вставшую с колен" : заметно и самоуважение, и даже способность уважать не только самих себя - совсем уж редкая добродетель.
Вот все это я и объединил для себя в понятие "позитивный класс" (дальше - аббревиатура "ПК").
В "нулевые" на нефтехарчах и в ситуации относительного спокойствия возник ПК. Российский средний класс по образу жизни и мысли здорово смахивает на западный средний класс (вот между нашими и западными элитами различия большие). Один из элементов западного и русского среднего класса - как раз "позитивное" мировоззрение. Теперь и в России есть слой людей, которые привыкли "иметь права человека". Про взятки, блат и бюрократию им известно, конечно же, не понаслышке... Но не знают - ни голода (его угрозы), ни гостеррора (его угрозы), ни бандитского беспредела. И этого достаточно, чтобы "почувствовать себя людьми" или хотя бы активно стремиться к этому.
ПК - не только молодые. Нет, есть среди них и те, кто лучшие годы прожил "при совке", но быстро привык к хорошему, понял, что лучше полные магазины, но свобода, чем пустые магазины, но диктатура.
"Собака бывает кусачей только от жизни собачьей" - собачья жизнь для десятков миллионов граждан РФ кончилась. Предвидя гнев читателя - я не миллионер, не министр, не вор в законе. Знаю прелести нашей жизни - от непролазных сугробов до непробиваемых пробок, про ужасные поликлиники и огромный разрыв в уровне жизни, про ТВ-ложь и византийское чванство чиновников снизу до самого верха и т.д. и т.п.
И тем не менее - качество жизни изменилось. Сознаться, что жизнь стала лучше и мягче, нам почему-то трудно - такая странная особенность "хмурой психологии" (может, это, чтоб не сглазить?). Но никуда не денешься! Суровая правда такова : уровень потребления, качество обслуживания, свобода и приватность частной жизни - по всем этим показателям Россия-2011 ближе к средней стране ЕС-2011, чем к СССР или даже к России 1990-х.
Теперь вопрос: как новое, куда более мягкое общественное бытие ПК ищет новые формы общественного сознания ?
Прежде всего, ПК не ощущает себя под током - высоким напряжением опасности-страха-злости. Нет катастрофического, эсхатологического мироощущения - есть мелкобуржуазный скептицизм, немного здравого смысла, немного иронической соли. И вся-то их жизнь - не борьба с кем-то за что-то, а "просто жизнь", по возможности комфортная (в том числе психологически) в окружающем пространстве и времени. Государство же нужно только для обеспечения этого комфорта - а не для самовозвеличивания "назло надменному соседу".
ПК готов за себя постоять, защитить свое достоинство, когда ему кажется, что его "не уважают". Может конфликтовать и с государством, президентом. Но самое главное - если говорить о политике - это то, что ПК относится к ней совершенно необычно для России.
Традиционно российская политика - наука подчинения, борьбы и ненависти. Матрица этой политики - раскол страны и диктат победителей над побежденными. Причем побеждено - всегда! - общество, победитель - всегда - номенклатура. До предела мировоззрение ненависти и диктатура номенклатуры были доведены в СССР, при Сталине. Потом стали разжимать зубы ("человеческое лицо"). Но идеология борьбы с врагами - пусть в полуанекдотическом виде - сохраняется и сегодня, как соль политики. В госпропаганде - "противостояние империализму", "геополитическим противникам и их "оранжевой" агентуре". Если кто хочет сменить президента - то он действует "по указке Госдепа". Это - логико-эмоциональный шампур, вынь его - вся идеология рассыплется.
У оппозиции - настоящая "путинофобия" (практически "фетишизм"), бесконечное смакование ругательств в адрес "жуликов и воров" (более забористую брань они приберегают только друг для друга как для "провокаторов" и "агентов Путина". Конкурируют за право делить шкуру отнюдь не убитого "Медведя"). Все это превратилось в "браный бизнес" и высокое искусство расчесывания злобы. Их "программа" : "путинавотставку" и "незабудемнепростим".
И там и там - пусть в слабом растворе - старая кристаллическая решетка. Борьба - разрыв - диктат. Над решеткой - победитель, а "за решеткой" - обыватель, спасенный победителями от "агентов империализма" или от "путинистов" ...
Мне кажется, ПК вносит в российскую политику важную идею. Никакого пиетета перед государством нет, но нет и "святой ненависти" к власти. Западное ноу-хау: цель политики - не разрыв и борьба на подчинение, а компромисс. Не "все - или ничего", а поиск меры. Компромисс между теми силами, какие реально есть - при взаимных уступках, ограничениях.
Далее, ПК чудес не ждет, знает: от смены институтов власти (тем более имен начальства) сумма проблем страны не меняется. "Авторитарно-сырьевая" зависимость ничуть не лучше и не хуже "демократически-сырьевой".
Ни технологии, ни хорошую медицину, ни современное образование, ни независимый суд не изберешь - они в урну не помещаются, увы... А менять социально-экономическую Систему (на что?!) никто и в страшном сне не предполагает. Вместе с тем окостенение несмываемой власти, которая "развращена абсолютно" и откровенно презирает своих подданных, прикрываясь "патриотично-антиамериканскими речами", не решает, а только отягчает проблемы страны.
Поэтому ПК сочувствует митингам (а малая его часть на них даже может сходить), но в раж не впадает. И категорически против Революции - в любом виде. "Доброго царя" не ищет, новых кумиров не сотворяет, тем более из "лидеров оппозиции". Класс хочет перемен, но "от скуки" разменять свою нормальную жизнь на митинг - это вряд ли! В той мере, в какой ПК способен "выразить себя", влиять на элиты (правящие и оппозиционные) и основную массу населения, у страны есть шанс на устойчивое развитие.