В ПФО возобновили выдачу лицензий на таксомоторные перевозки

С 1 января в регионах ПФО вступили в действие региональные законы, регулирующие деятельность таксомоторных перевозок.

Успели ли перевозчики подготовиться к многочисленным нововведениям и как последние отразятся на потребителях, выяснили корреспонденты "РГ".

Татарстан

Региональные правила регулирования рынка такси вступили в действие в полной мере в середине декабря, когда власти республики начали выдавать перевозчикам разрешения на работу. Получить его можно в течение суток, заявления принимаются в одиннадцати пунктах, открытых в городах республики.

По предварительным расчетам туда обратятся минимум 16 тысяч водителей. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленара Сафина, до 1 января перевозчики должны были установить таксометры и нарисовать "шашечки" по бортам автомобиля.

- Нам неважно, сколько лет уже эксплуатируется автомобиль. Главное, чтобы его исправность подтверждалась талоном техосмотра, - говорит глава миндортранспорта РТ. - Кроме того, машина должна иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета, а в салоне - присутствовать информация о таксисте. В соответствии с требованиями закона общий водительский стаж водителя - не менее пяти лет, в том числе стаж работы в такси - не менее трех лет.

Упростили в Татарстане и процедуру выдачи разрешения. Для того чтобы его получить, достаточно подать заявление, предъявить документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, и удостоверение личности.

У всех, кто получит разрешение, будет ровно год на то, чтобы привести автомобиль в соответствие с требованиями федерального и регионального законов. А уже с 2013 года никаких послаблений не станет. В частности к работе допустят такси лишь белого или желтого цвета.

Проблем с доставкой пассажиров в другие города и регионы также не возникнет. Этот вопрос планируется урегулировать с помощью соглашений, которые Татарстан подпишет с другими субъектами РФ. Не исключено также, что в будущем такси позволят ездить в городах по полосе, выделенной для общественного транспорта. По мнению Сафина, предстоящие перемены не скажутся на стоимости пассажирских перевозок.

Кировская область

А вот вятские таксисты решили поднять цены еще за две недели до вступления положений регионального закона в силу. Стоимость поездок по Кирову выросла примерно на 20 процентов (с 80-100 до 100-120 рублей). Впрочем, дальнейшего роста сами таксисты не предсказывают, так как боятся распугать клиентов.

Как пояснил "РГ" начальник отдела транспортного контроля регионального департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Алексей Кузнецов, местным перевозчикам также придется перекрашивать машины в желтый цвет - наиболее редкий среди легковых авто. Это нововведение является и самой серьезной статьей расходов - покраска может обойтись в 50-100 тысяч рублей, в зависимости от марки. Кроме того, такой цвет сильно удешевляет стоимость авто при продаже. Как говорят в кировских салонах, торгующих подержанными авто, это самый "неликвидный" цвет.

Что касается платы на получение разрешений, в Кировской области ее решили сделать в рамках средней по стране. Согласно областному закону, она установлена в размере 1 тысячи рублей на одну машину, выдается разрешение на 5 лет.

По предварительным данным на территории региона работают около 4 тысяч машин такси как у крупных агентств, насчитывающих десятки машин, так и у индивидуальных предпринимателей. Сколько из них останется на рынке, сказать трудно. Перед новым годом поток желающих получить разрешение вырос, однако 22 декабря таковым обзавелись лишь 168 человек.

Башкортостан

В республике все такси станут желтого цвета и обзаведутся таксометрами.

- Такси, работающие на территории Башкортостана, также должны иметь опознавательный оранжевый фонарь на крыше, шашечки - на бортах и информацию о водителе в салоне, - заявил "РГ" председатель комитета по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Госсобрания - Курултая РБ Наиль Кутлугильдин. - Через полгода автомобили будут проходить техосмотр, а перед каждым рейсом предусмотрен контроль их технического состояния и предрейсовый медосмотр водителя. Кстати, его водительский стаж должен составлять не менее трех лет либо общий водительский - не менее пяти. Все такси будут иметь одинаковый цвет - желтый. Правда, последнее требование необходимо выполнить до 1 января 2014 года - именно с этого времени в силу вступят достаточно серьезные штрафные санкции за его невыполнение.

За лицензию, рассчитанную на пять лет, владельцы такси заплатят 800 рублей, таксометры обойдутся от 1200 до 17 тысяч рублей. Наиболее дорогостоящие варианты устройства, по словам экспертов, настолько модернизированы, что сами смогут вести все расчеты, вплоть до налоговой отчетности. Сроки установки таксометров продляются до конца этого года.

Если владелец легкового такси допустит какое-либо нарушение законодательства - получит предписание, которое обязан будет устранить в месячный срок. В противном случае действие выданной ему лицензии приостановят первоначально на месяц, а при последующем бездействии могут даже аннулировать разрешительный документ.

Вообще, по мнению организаторов дорожного движения и самих водителей, после вступления в силу обновленного законодательства, скорее всего, понадобится определенный период, чтобы обкатать его на практике и снять все вопросы, которые возникают уже сегодня. Наверное, поэтому владельцы частного легкового транспорта не особенно торопятся что-то менять. На конец года лицензий на осуществление пассажирских перевозок на территории республики было выдано в общей сложности и такси, и "ГАЗелям" чуть более 1300. Из них немногим более 400 разрешительных документов приходится на долю такси, которых на самом деле в регионе насчитывается около восьми тысяч.

Нижегородская область

Похожие требования к таксистам предъявили и в Нижегородской области. Согласно местному закону, перевозчикам нужно было зарегистрировать юридическое лицо либо получить статус индивидуального предпринимателя. Затем - обеспечить автомобиль оборудованием: таксометром, фонарем, изображением "шашечек" на бортах, оформить машину в желтой гамме (последнее требование вступает в силу с 1 января 2015 года).

К водителю закон предъявляет такие требования: общий стаж вождения - 5 лет или профессиональный - 3 года. Кроме того, нужно будет проходить техосмотр каждые полгода, а также заключить договор на ежедневный предрейсовый медосмотр с любым отделением больницы, поликлиники, фельдшерским пунктом, частной организацией. Разрешения на работу сроком на 5 лет выдает областной департамент транспорта. По состоянию на 26 декабря выдано 1,5 тысячи разрешений.

Мордовия

Таксисты республики начали готовиться к вступлению в силу новых требований заранее. Осенью они объединились в саморегулируемую организацию. На сегодня в нее входят 12 крупнейших компаний-перевозчиков, обладающих солидным автопарком. Члены организации решили сами бороться за чистоту своих рядов: согласно требованиям СРО, перед выходом на работу машины обязаны проходить инструментальный, а их водители - медицинский контроль. Злостных нарушителей могут лишить членства в организации, что серьезно осложнит им в последующем поиск работы - солидная фирма такого водителя уже не примет.

По словам заместителя председателя республиканского госкомитета по транспорту Алексея Барабанова, принятый в Мордовии региональный закон о такси практически ничем не отличается от федерального.

- За основу был взят ФЗ-69, регулирующий условия по порядку выдачи лицензий на перевозку, - отметил собеседник "РГ". - Следует отметить, что многие перевозчики решили зарегистрироваться впервые. Причем среди желающих - не только саранские таксисты, но и их коллеги из глубинки. Точное число таксистов, прошедших регистрацию, можно будет назвать лишь в феврале.

Как сообщили в ведомстве, сейчас в регионе в данном секторе работают, по разным оценкам, до 2000 нелегалов. Лишь в 300-тысячном Саранске на рынке таксомоторных перевозок трудятся около десятка "официальных" фирм и порядка 300 индивидуальных предпринимателей, имеющих в наличие от одного до 20 автомобилей.

Удмуртия

В Удмуртии принят один из самых мягких в России законов о такси: водителям не нужно перекрашивать машины в единый цвет, как в других регионах, сняты ограничения по возрасту автомобиля и стажу водителей, отсутствуют требования по санитарно-гигиенической экспертизе салона автомобиля. Да и стоимость лицензии на 5 лет - всего 1 тысяча рублей. Их Миндортранс Удмуртии начал выдавать уже в ноябре. По состоянию на 26 декабря выдано 370 разрешений. Как отметил министр транспорта и дорожного хозяйства УР Олег Гарин, республиканские власти постаралась максимально учесть интересы таксистов. К тому же жесткие проверки с 1 января им не угрожают.