Минприроды подготовило Федеральную целевую программу "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", на реализацию которой будет потрачена рекордная сумма - почти 300 млрд рублей. Что удастся решить с помощью новой программы, какие изменения ждут регионы в ближайшее время? Об этом наш разговор с руководителем Федерального агентства водных ресурсов Мариной Селиверстовой.
- Марина Валерьевна, можно утверждать, что с 2012 года ФЦП уже заработает в полную силу?
- Программа проходит последние согласования и затем проект будет представлен в Правительство Российской Федерации для утверждения. Надеюсь, что в ближайшее время она будет принята.
Программа большая, рассчитана на период с 2012 по 2020 годы. На ее реализацию из федерального бюджета предполагается выделить 291,8 млрд рублей. Причем этот объем федеральных денег должен корреспондироваться примерно с таким же объемом средств из других источников - бюджетов субъектов Российской Федерации, средств инвесторов.
Старт этой программы предполагается в 2012 году. Первый год реализации программы будет, в каком-то смысле, переходно- подготовительным, так как степень готовности к участию в этой федеральной целевой программе субъектов РФ не одинакова. И для участия в ФЦП субъектам РФ необходимо разработать собственные региональные программы, отвечающие целям и задачам федеральной целевой программы. В свою очередь и Министерству природных ресурсов и экологии России и Росводресурсам в 2012 году необходимо будет разработать ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих последующее исполнение программы. А уже с 2013 года мы должны выйти на "проектную мощность" решения водохозяйственных задач.
- Какие еще нас ожидают изменения в ближайшее время?
- При решении вопроса о размере финансовой помощи федерального бюджета субъектам РФ будет применяться критерий уровня бюджетной обеспеченности конкретного субъекта Российской Федерации. Напомню, что раньше соотношение объемов фиинансового участия федерального и регионального бюджетов не было закреплено законодательно, поэтому обязательства субъектов РФ могли варьироваться в довольно широком диапазоне от 10 до 30 %. Теперь четкая формула определит эти соотношения. Это позволит сделать корректный расчет, исходя из финансовых возможностей конкретного региона при принятии им решения о необходимости строительства водохозяйственного объекта на своей территории
- Формула была предложена вами?
- Это общее предложение Минэкономразвития, Минфина, Министерства природы и экологии и нашего Агентства. Этот подход подсказан практикой. Средства, которые сегодня предоставляет бюджет РФ, по сути, являются межбюджетными трансфертами или финансовой помощью бюджету другого уровня.
Разработанный механизм дает корректный результат и понимание степени участия Российской Федерации и субъекта РФ в реализации конкретного проекта.
- Как решается проблема бесхозяйных гидротехнических сооружений?
- За последние шесть лет субъектами РФ вместе с Агентством проделан значительный объем работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений. Более 1300 ГТС региональной и муниципальной собственности, в том числе бесхозяйных, отремонтированы. Эта работа была выполнена за счет средств федерального бюджета. Поставленная Председателем Правительства В.В.Путиным задача по ликвидации бесхозяйных ГТС последовательно решается региональными властями при содействии органов Ростехнадзора, прокуратуры, Росводресурсов и финансовой помощи федерального бюджета. Большая часть регионов провели инвентаризацию ГТС, многие подготовили региональные программы капитального ремонта гидротехнических сооружений уже на предстоящий плановый период. Более 15 регионов окончательно разрешили эту проблему на своих территориях, например Республики Татарстан, Саха Якутия, Чеченская, Ингушетия, Хабаровский , Камчатский край, Липецкая, Мурманская, Сахалинская области, г.Москва.
- Какие еще нас ожидают изменения в области организации и управления водным хозяйством?
- В рамках ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса российской Федерации в 2012-2020 годах" предполагается связать общими водохозяйственными целями и задачами все уровни государственного управления. Для этого субъектам РФ предлагается разработать собственные региональные программы по направлениям, соответствующим целям и задачам федеральной программы, предполагается процедура конкурсного отбора региональных программ. В рамках ФЦП появится новое направление расходования средств на экологическую реабилитацию водных объектов. Планируется ввести его начиная с 2013 года. Сейчас совместно с Минприроды мы работаем над описанием состава водохозяйственных работ ,выполняемых в рамках этого вида. Здоровье водного объекта - состояние , которое достигается совокупностью мер и действий. Например, работа по очистке от донных отложений русла и одновременно санитарная очистка водоохраной зоны этого водного объекта, и лесоустроительные мероприятия ,чтобы сохранить и поддерживать водность. А в 2012 году нужно провести ревизию на территориях, посмотреть, какие водные объекты сегодня нуждаются в экологической реабилитации, сформировать и отранжировать по степени неотложности их перечень.
- Какие-то подзаконные акты в рамках ФЦП предполагается принять?
- Федеральная целевая программа описывает все те необходимые условия и параметры, которые нужно достичь в результате выполнения сгруппированных в ней мероприятий. После принятия ФЦП потребуется принятие актов, определяющих механизм ее реализации. В основном, это акты Минприроды России как координатора ФЦП и локальные акты участников программы.
Конечно, это и акты субъектов Российской Федерации, поскольку как определяет ФЦП, "входным билетом" на участие в федерально-целевой программе для региона является разработанная и утвержденная региональная программа развития водохозяйственного комплекса, которая будет отвечать целям и задачам ФЦП.
- Не на всех территориях ситуация с водопользованием одинаковая. Можете назвать регионы, где наиболее остро стоит проблема с дефицитом воды?
- Такие регионы страны, как Калмыкия, Ставропольский край, Ростовская область,
Республика Дагестан традиционно испытывают локальные сезонные дефициты водных ресурсов. К примеру, территория Калмыкии всегда была засушливой, поэтому очень важно в паводок максимально аккумулировать водные ресурсы для того, чтобы в меженный период ими воспользоваться. Уже в этом году мы начали строительство Элистинского водохранилища в Калмыкии, которое разрещит проблему питьевого, хозяйственного бытового водообеспечения столицы Калмыкии, улучшит экологическую обстановку в регионе. Строится новое водохранилище в Дагестане - Гашун-Сала. В этой республике планируется построить от трех до восьми водохранилищ, чтобы решить проблему дефицита водных ресурсов.
Но ликвидировать локальные вододефициты можно не только за счет строительства новых водохранилищ, но и путем развития мощностей и водоотдачи уже эксплуатируемых объектов. Так, начато строительство Красногорского гидроузла в Омске, идет реконструкция Чограйского водохранилища - источника водоснабжения Ставрополья, Дагестана, Калмыкии и других регионов юга России. Кроме того, огромное значение имеет надлежащее содержание и техническое состояние водохозяйственной инфраструктуры (водозаборных сооружений , сетей) предприятий жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований. От их исправности зависит устойчивое водообеспечение населения.
- Планируется ли в рамках ФЦП привлекать средства частных инвесторов на строительство, к примеру, водохранилищ?
- По линии нашего агентства примеров частно- государственного партнерства еще не было. Сегодня в софинансировании объектов участвуют субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Потому что водохозяйственная инфраструктура, которую мы вместе строим - дорогостояща - от десятков миллионов рублей - до миллиардов (например, инженерная защита от наводнений г Ленска), как правило, предназначена для защиты населения от вредного воздействия вод, затратна по последующему содержанию и коммерческого интереса у представителей бизнеса не вызывает , в том числе и ввиду отсутствия механизмов быстрой окупаемости .
Водные объекты являются достоянием всех граждан, к ним должен быть обеспечен свободный доступ. Это налагает определенные требования на использование водохозяйственной инфраструктуры к которым представители бизнеса не всегда готовы Ведь построить объект - это только полдела. Вода - это агрессивная среда, поэтому содержание водохранилища или дамбы требует постоянного внимания и денежных средств для поддержания их в рабочем состоянии. Прибыли от этого у самой эксплуатирующей организации никакой - она лишь создает условия для устойчивого функционирования объектов экономики , жизнедеятельности населения, как сказали бы экономисты - "мультипликативный эффект в различных отраслях народного хозяйства, использующих водные ресурсы в своей деятельности".
Наверное поэтому за период моей работы никто не пришел и не сказал: я хочу построить дамбу. Эта" ниша" давно и прочно занята государством - которое призвано создавать безопасные условия проживания населения и разрешать вопросы обеспечения водными ресурсами. В тоже время рост социальной ответственности российского предпринимательства свидетельствует о перспективах развития государственно-частного партнерства в водохозяйственной сфере. Наиболее перспективные направления это, прежде всего, водохозяйственная инфраструктура мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного , жилищно-коммунального хозяйства.
- Сейчас конец года, наверное самое время поговорить о том, как весной будет проходить безопасный пропуск вод. Вы уже сейчас проводите работу, чтобы минимизировать ущерб от грядущего паводка?
- Эта работа проводится круглый год. Работа по безаварийному пропуску паводков непрерывна. Все мероприятия, которые мы выполняем в течение календарного года, в той или иной мере направлены на обеспечение безаварийного пропуска паводка.
- Но есть же сезонный фактор, когда река подо льдом…
- И что?-Это только кажется, что река спит. Время это используется для проведения ремонтов на гидротехнических сооружениях, наблюдениями за формированием снежных запасов и оценке запасов воды в снеге, подготовке превентивных противопаводковых работ на водных объектах, подготовка проектов на работы следующего периода.
- Не будете же в этот период заниматься расчисткой русел рек?
- Все эти работы выполняются в меженный период, по малой воде. Но уже в марте-апреле на реках мы начнем выполнять работы, связанные с чернением льда, способствующие разрушению плотности ледового покрова, где-то будет идти распиловка льда, для того чтобы реке помочь вскрыться, освободиться от торосов
Все наши работы подразделяются на плановые и превентивные. Плановые - это то, что делается круглый год независимо от сезона: проектируем, строим, укрепляем, ремонтируем инженерные защиты, расчищаем реки и т.д. А есть превентивные, которые выполняются непосредственно перед началом паводка, чтобы облегчить разрушение ледяного покрова.и обеспечить беспрепятственный пропуск вод.
- Судя по тому, как началась зима, вы можете дать прогноз, потребуется ли дополнительные меры, чтобы минимизировать ущерб от весеннего паводка?
- Мы опираемся на прогноз Росгидромета. К сожалению современные методики прогнозирования гидрологических явлений не имеют больших горизонтов, это, как правило, 5-7 дней. В лучшем случае - месяц и самый общий прогноз на квартал.
Практика показывает, что управлять рисками маловодья сложнее, чем половодьем и паводками. И затянувшийся маловодный период еще раз подтверждает это . Пока в центральной европейской части России снега практически нет, это огорчает всех водников. Ведь от количества осадков зависит водность объектов, возможность накопления ресурса и устойчивость обеспечения всех гарантированных потребностей в ресурсе. Пока складывающаяся ситуация не может радовать. Тем более, что и в текущем году в европейской части было скудно с осадками. Приток к Волжско-Камскому каскаду составил всего 60 % от нормы, Цимлянскому водохранилищу - около 40%. Поэтому мы ждем снега, осадков - они помогут сформировать достаточные запасы для будущих периодов.
- В следующем году будут проблемы с наполнением Куйбышевского водохранилища?
- Судя по тому, как начинается зима, проблемы могут быть, нет осадков. Лета 2010 -2011 годов были температурно аномальными, сформировалась атмосферная и почвенная засухи. Снежные запасы зимы 2010-2011 года пошли на восполнение почвенной засухи. А это означает отсутствие приточности к водохранилищам. Когда начинают наполняться водохранилища? Когда запасы влаги в почве превышают физические возможности ее поглощения. Лишь тогда начинает формироваться сток, и земля отдает лишнюю влагу в водные объекты. Только к осени 2011 года приточность начала выравниваться, приближаться к норме. Если с осадками ситуация не изменится, то сценарий позапрошлого года может повториться.
Зима только начинается, надеюсь, что снега будет много.
- Марина Валерьевна, какой способ экономии воды вы считаете наиболее эффективным?
- Это вопрос очень широкий, технический и мировоззренческий - он охватывает диапазон от ваших личных нужд до удовлетворения нужд бизнеса, и здесь нельзя назвать какой-то один способ.
Во всем мире для эффективного расходования воды используют приборы учета. Безусловно, для того чтобы правильно соотносить свои потребности со своими возможностями нужно считать. Не важно, какой это ресурс - свет, вода, деньги. Для того, чтобы понимать, сколько ты тратишь, надо начать с себя лично. Задаться вопросом, как ты дома используешь воду, и сколько тебе на самом деле необходимо. Говоря бытовым языком, не гонять стиральную машину с одним полотенцем. Не включать посудомоечную машину, если надо вымыть одну тарелку. Научить человека правильному отношению и пониманию может только счетчик. Культура водопользования, как и вообще культура потребления прививается с детства, в семье. Если этот момент упущен и человек уже сформирован в идеологии " один раз живем" , то помочь могут только экономические способы, ограничения.
- Это в бытовом понимании. А с точки зрения бизнеса?
А бизнес всегда считал деньги, здесь мотивации экономического свойства - краеугольный камень, тем более, если вода непосредственно участвует в технологическом процессе производства продукта. Поставив счетчик, будете отлично понимать, сколько вы воды потребили, сколько вы за нее заплатили, и как эти расходы отразились на себестоимости.
- Вы готовы утверждать, что бизнес уже научился экономить воду?
- Научились считать. Водным законодательством и договорами закреплено такое условие предоставления права водопользования как установка приборов учета. В договорах на водопользование детально прописываются порядок и сроки их установки . Это начинает дисциплинировать и становиться частью культуры организации и экономики бизнеса. Там где это технически и технологически возможно очень выгодно внедрять повторно-оборотное водоснабжение, потому что водный ресурс, проходя очистку, опять участвует в технологической цепи. Это в разы снижает расходы, компания существенно экономит на ресурсе.
Сегодня водные ресурсы в РФ крайне дешевы, нигде в мире они так дешево не обходятся потребителю. В моем понимании, это одна из тех форм скрытой дотации, которую сегодня государство предоставляет юридическим и физическим лицам, использующим водные ресурсы для развития производственной и предпринимательской деятельности.
- Будет когда-нибудь в обозримой перспективе пользование водными ресурсами стоить дорого?
- Думаю, что правильнее говорить не в категориях "дорого" - "дешево", а об экономически обоснованных категориях. В 2008-2009 годах были соответствующие поручения Правительства РФ, и мы готовили предложения об индексации ставок. Скажу, что в абсолютных значениях размеры конкретных ставок увеличивались незначительно. Ставки скорее носили характер стимулирующий водосбережение и рациональное использование ресурса. Пока они не приняты. Но это вопрос времени, потому что нельзя бесконечно жить в кредит. Сегодня этот "водный кредит" нам предоставила природа , и мы его с энтузиазмом, часто без счета, тратим. Наивно забывая про проценты.
Когда -то Антуан Сент-Экзюпери сказал, что "…земля нам досталась не в наследство от предков. Мы взяли ее взаймы у наших потомков " . Какой мы вернем ее нашим детям и внукам, какими будут родные речки ? Есть над чем подумать и есть над чем работать. Всем вместе.