Интернет захлестнуло обилие роликов, снятых на видеокамеру мобильного телефона. Наибольшей популярностью у посетителей Сети пользуются человеческие трагедии. Растерзанные тела в аэропорту Домодедово, истекающие кровью, лежащие вповалку пострадавшие от взрыва в метро "Парк культуры". На одном из популярных сайтов я обнаружила 33 542 просмотра ролика "Теракт в Домодедове". Для сравнения - ролик с интервью молодого Стива Джобса просмотрело 557 пользователей. Трагедии оnline в Сети пользуются большой популярностью. Что происходит с нами? Что это? Выплеск агрессии, тотальное равнодушие, жажда славы? Какие чувства испытывают те самые очевидцы, снимающие трагедии? Наши эксперты - социолог Лариса Паутова и заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов знают ответы на эти вопросы.
- Желание быть первым, успеть разместить в Сети, и где-то глубоко в подсознании чувство, что беда его обошла стороной, вот и все, что испытывают авторы этих роликов, - рассказывает психолог Сергей Ениколопов.
Социолог Лариса Паутова уверена, что всевозможные гаджеты очень сильно меняют наше отношение к реальности.
- Когда у нас все время под рукой камера мобильного телефона, возникает ощущение, что мы можем подхватить реальность здесь и сейчас, - объясняет она. - Зафиксировать, воспроизвести в любой момент. Это явление очень распространено и в школе, когда дети снимают инцинденты, связанные со сверстниками или учителями, это распространяется и на трагедии. Так устроен человек. Он хочет зафиксировать это, выложить в Интернет и продемонстрировать.
Социолог уверена, что размещение ролика в Сети возводит автора в ранг "Создателя".
- Мы начинаем претендовать на роль человека, который что-либо создает, - поясняет Паутова. - Понятно, что это совсем другое творчество, нежели сочинить стихотворение или что-то еще более серьезное. Но сегодня это такая мода. Так сейчас нас воспитывает сетевая культура, которая требует реагировать на картинки. Посмотрите, темы, которые сегодня востребованы в Интернете, - трагедии, звезды, обнаженка. Если ты что-то снял и разместил, не важно, скандал с "синими ведерками", митинг на Болотной, - это твоя возможность сыграть по правилам Сети. Мне кажется, это явление вовсе не говорит об окончательной деморализации общества. Хотя, конечно, когда в Домодедове был теракт, меня это потрясло: людям было плохо, а парень ходил и снимал на мобильник. После его показали в "Пусть говорят". Вот это было типичное проявление сетевой клиповой культуры. Минута славы для человека. Он здесь и сейчас в этой новой культуре, он запостил этот ролик, его пригласил Малахов, он там, гордый, выступил, а на самом-то деле вместо того, чтобы делать искусственное дыхание, он снимал страдание людей на фото.
По мнению Сергея Ениколопова, желание "быть первым" подстегивают и современные СМИ.
- Кроме славы, они обещают деньги, - говорит он. - Я думаю, охота за трагедией с мобильником в руках началась с подмены настоящего, живого общения виртуальным. Социальные сети, благодаря которым сегодня якобы общаются миллионы, на самом деле суррогат нормального общения, которое утеряно, - считает психолог. - Где то самое дворовое общение, обмен рукопожатием? Где та дача, воспоминаниями о которой можно было жить до следующего лета?
Когда же закончится мода на онлайн-трагедии? Когда снимать погибающего ради минуты славы в Интернете будет стыдно?
- Когда с авторами таких роликов начнут поступать как с папарации, то есть бить, - убежден Сергей Ениколопов. - Я думаю, когда люди увидят, как мучаются их близкие на экране, они вряд ли будут способны на другую реакцию.
- Бить - это выход, - соглашается Лариса Паутова. - Кроме того, должно быть определенное обсуждение в Интернете. В реальной жизни сейчас это сложно сделать, но если интернет-сообщество внесет мораторий на показ роликов определенного содержания, будет осуждать их, накладывать "вето", если у интернетчиков будет внутренняя установка на то, что это делать нельзя, тогда не будет спроса и не будет предложения.
Николай Досталь, режиссер:
- Я автомобилист с большим стажем, за рулем с 1969 года. Часто вижу на дороге разные ужасные аварии: искореженные автомобили, лежащего на асфальте человека. Честно скажу, стараюсь не смотреть на все это. Наш мозг - это матрица, все увиденное там отпечатывается, укладывается и остается. Как сейчас принято говорить - "файл". Так вот если этот файл останется в башке, его будет очень трудно стереть, он остается в этой матрице. Нельзя это смотреть, не надо это смотреть, нельзя это снимать, не надо это фиксировать. Мы и так видим столько негативного в жизни и на экранах телевизора, а еще эти ужасы.
Я считаю, что авторы таких роликов совершают глубоко аморальный поступок, если не преступление. Ведь часто бывает, что эти записи смотрят дети, чья психика еще не готова выдерживать такие тяжелейшие нагрузки.
Меня не смущает, когда непрофессионалы, играя в режиссеров, снимают на мобильник какую-то позитивную картину жизни, что-то смешное, остроумное - это здорово. А когда снимают несчастья, пожары, беды, трупы - это ужасно.