Завтра в России отмечается День прокуратуры. В преддверии своего профессионального праздника в петербургском филиале "Российской газеты" побывал прокурор Санкт-Петербурга Сергей Литвиненко, назначенный на должность чуть больше двух месяцев назад.
Российская газета: Сергей Иванович, какие изменения в работу прокуратуры вы намерены внести в первую очередь?
Сергей Литвиненко: Вносить изменения сегодня заставляет сама жизнь - мы видим недовольство граждан. Количество жалоб растет - только в прошлом году рассмотрено более 100 тысяч, а ситуация меняется мало. Люди жалуются - мы отвечаем, а проблема остается. Поэтому основная задача прокуратуры на сегодняшний день - получение ощутимых результатов. Для этого разработана совершенно новая концепция "Правовая политика надзорной деятельности прокуратуры Санкт-Петербурга".
РГ: Какие именно направления работы включает в себя новый документ?
Литвиненко: Например, решение дорожных и транспортных проблем. Сейчас в городе нет надлежащей организации дорожного движения.
РГ: Вторая проблема - миграция, которая на территории Санкт-Петербурга сейчас полностью не регулируется никем. Что для изменения ситуации необходимо сделать в первую очередь?
Литвиненко: Нужно посмотреть, откуда эти люди к нам попали и зачем. Еще в аэропорту нужно проверять, есть ли у них разрешение на работу, медицинский полис, патент. А затем необходимо проанализировать, где они работают, какой у них быт и вообще образ жизни.
РГ: Но ведь по закону компании, которые привлекают мигрантов, должны гарантировать им нормальные условия проживания?
Литвиненко: Пока такого не происходит. Мы все знаем, что прибывшие к нам живут в крайне неблагоприятных бытовых условиях, я уж не говорю о медицинском обслуживании. Зарплата, которую они получают, - минимальная, да еще и выплачивается нерегулярно. А потом и эти деньги у них могут отобрать при доставлении в отделение полиции. Все это, безусловно, требует соответствующей оценки.
Руководители компаний, привлекающих мигрантов, работодатели в первую очередь должны быть включены в этот процесс. Сейчас мы начинаем проверки, как мигрантам выплачивается заработная плата. Не секрет же, что она у них зачастую бывает "в конвертах". А это уже вопросы налоговой инспекции. Конечно, предприниматели не хотят менять привычную схему, она им выгодна, но власть должна за этим следить.
РГ: Что для этого может сделать прокуратура?
Литвиненко: Мы провели совещание со всеми уполномоченными должностными лицами, и к концу января им поручено разработать план мероприятий по работе с мигрантами. Эти документы сводятся в единую стратегию регулирования миграционного процесса, которую затем подпишут соотвествующие высшие должностные лица города, представители бизнес-сообщества. Документ будет поэтапным и пока рассчитанным на три года.
РГ: О каких еще конкретных результатах уже можно говорить?
Литвиненко: Мы начали проверку системы здравоохранения в части обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, и уже от первых результатов у нас буквально волосы дыбом.
На сегодняшний день в Петербурге 600 тысяч льготников, в числе которых - участники войны, инвалиды, блокадники. Но выяснилось, что огромное количество постоянно используемых препаратов не доходит до нуждающихся. Сейчас на складе находятся лекарства, которые должны были быть реализованы в первых числах января - этого уже не успели сделать, а их стоимость составляет 100 миллионов рублей. Лекарства еще на 72 миллиона просрочены, они лежали на складе с 2008, 2009, 2010 годов. При этом основной перечень подлежащих уничтожению препаратов используется для непрерывного лечения жителей города, страдающих социально значимыми заболеваниями. Чиновники же комитета по здравоохранению имели полную осведомленность о наличии этих препаратов на складе, с одной стороны, и отсутствии их в аптечной сети, с другой стороны. В комитете, аптеках, учреждениях здравоохранения имеется информационно-технологический комплекс, позволяющий в режиме реального времени отслеживать наличие препаратов как на складе, так и в каждой аптеке. Вот скажите мне, почему этого не делается? Где хотя бы совесть у этих чиновников? Но мы ее искать не будем. Наша проверка направлена на определение состава преступления у этих должностных лиц. Прокуратура Санкт-Петербурга вместе с органами власти города наведет порядок в этом вопросе.
РГ: Как вы планируете обеспечивать взаимодействие между различными структурами при реализации новой концепции? Выстраивать такую систему у прокуратуры есть полномочия?
Литвиненко: Я готов открыто заявить, что на сегодняшний день я не вижу структуры, которая может взять на себя функции координатора при решении этих задач, кроме прокуратуры. Вообще это совместная задача, на каждом направлении есть свой контролер - Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и так далее.
У нас около 80 направлений надзорной деятельности, и никуда не деться от 100 тысяч жалоб и проверок, но мы готовы взять на себя еще и эти задачи. Мы будем говорить о недостатках, и о своих в том числе, и очень нужно, чтобы люди нам поверили.