Верховный суд России оставил в силе постановление Совета народных комиссаров РСФСР, принятое в мае 1941 года.
Не надо пугаться, но оно все еще действует и даже осложняет жизнь некоторым гражданам. Документ устанавливает зоны санитарной охраны Московского водопровода, в том числе Рублевского водопровода. Под охрану берется не только земля вокруг труб, но и берега рек, откуда берется вода. Ведь правило "не плюй в колодец" на самом деле касается не только колодцев.
Как решили еще в 1941 году, во второй пояс санитарной охраны входит полоса шириной 50 метров по обе стороны от оси крайних водоводов. А если точнее - вдоль Москвы-реки и Истры, вместе с их притоками. Граница идет на Дом отдыха НКПС (Народный комиссариат путей сообщения) и далее по правому берегу реки Москвы через селения Троицкое-Лыково и Строгино, отсюда на Ново-Никольскую фабрику селения Козино, Дедово и так далее. Заканчивается зона на железнодорожной станции Немчинов пост. Так получилось, что сегодня многие географические названия из постановления Совнаркома стали названиями элитных коттеджных поселков, загородных отелей для вип-персон или яхт-клубов. А название Рублевский меньше всего ассоциируется с водой. Может, поэтому наши важные персоны, огораживая землицу для себя, не особо обращали внимание на санитарные зоны.
Сегодня мало кто уже помнит из влиятельных лиц, что берега отечественных водоемов вообще-то огораживать запрещено, кроме разве что санитарных зон. Но вип-жильцы огораживают участки для своих усадеб и там, и там. Где барину хорошо, там простому человеку смерть как нельзя.
До сих пор у защитников подобных усадьб (а у них всегда есть защитники) был весомый аргумент - скептическая улыбка, мол, посмотрите, кем эти зоны были утверждены? Совнаркомом! И - когда? За месяц до начала войны. Может быть, кто-нибудь найдет еще акты царя Гороха?
Однако Верховный суд России постановил - шутки в сторону, постановление - в силе. А поводом для разбирательства стало заявление некоего гражданина Б., чей земельный участок вместе с домом как раз оказались в санитарной зоне.
В судебном решении не приводится история дела самого заявителя - как он приобрел землю в санитарной полосе, живет ли там или как. Но правительство Москвы сейчас оспаривает у человека право на землю, а гражданин, в свою очередь, решил поспорить с Совнаркомом. Заявитель потребовал отменить пункт постановления, которым территория Мякинино (там находится спорный участок) включена во второй пояс зон санитарной охраны.
Выслушав доводы за и против, Верховный суд России не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований. Как выяснилось, еще в мае 1937 года Центральный исполнительный комитет СССР и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", по которому в каждом населенном пункте Союза ССР, где имеется или строится водопровод общего пользования, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод . Зона делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. И этот режим действует до сих пор. Именно в соответствии с "указом" от 37-го года Совнарком РСФСР и принял в 1941 году свое постановление, затронувшее Рублевку.
В последние годы государство пытается разобраться, кто и что понастроил в запретных зонах. Решение Верховного суда, принятое в первой инстанции, не касается конкретных дел и участков, но подтверждает, что общие правила - в силе.
Постановление не противоречит современным российским нормам. Так и хочется вспомнить про ленинское учение, которое должно было быть вечным, потому что оно якобы верно. Самое время внести коррективы в эту формулу, не ленинское учение, а постановление Совнаркома, оно точно живо. Вероятно, причина в том, что его авторы руководствовались не какими-то идеологическими догмами, а элементарными правилами гигиены.
Старые и новые нормы очень неплохо сочетаются. Например, в 2010 году были утверждены Санитарные правила, которые определили гигиенические требования к санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. При этом, пикантная деталь, постановление Совнаркома имеет большую юридическую силу по сравнению с санитарными правилами, утвержденными главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Вес Совнаркома - с юридической точки зрения - повыше будет.
Правда, сейчас владельцем водопровода разрабатывается проект зон санитарной охраны Московского водопровода. Так что теоретически разметка зон может обновиться. Но, как заметил Верховный суд, в настоящее время проект зон санитарной охраны Московского еще водопровода не разработан. Остается придерживаться советской санитарной линии.
Досье "РГ"
Еще семь лет назад сообщалось, что в Подмосковье началась планомерная инвентаризация всех поселков. Похоже, она продолжается до сих пор. По информации минприроды на тот момент, было выявлено около 1,8 тысячи актов о незаконном строительстве.
История с "Речником" показывает, что в опасной зоне могут оказаться не только жители элитных мест, но и обычные люди. Правовая история многих дачных поселков запутана, решение проблем требует осторожного подхода.