В Пакистане намечается военный переворот - эксперты

Пока Россия будет отмечать Старый Новый год, в другой ядерной державе Пакистане намечается военный переворот.

Обострение отношений между гражданскими властями страны и военной верхушкой произошло после ликвидации Усамы бен Ладена в мае прошлого года. Армия обвинила правительство страны в недостаточной заботе о суверенитете государства. Через полгода стало известно, что президент страны Асиф Али Зардари откликнулся на обвинение специфическим образом. Он направил в США меморандум с просьбой помочь в замене высшего армейского генералитета на лояльных ему людей. В Вашингтоне получение документа подтвердили, но сам Зардари опровергает свою к нему причастность. Верховный суд страны до сих пор ведет расследование этого инцидента, получившего название "Мемогейт", и обещает обвинить авторов меморандума в государственной измене.

Ранее ожидалось, что Верховный суд огласит свои выводы в середине декабря. Незадолго до этого Зардари внезапно почувствовал себя плохо и улетел на лечение в Дубаи, где провел несколько недель. Вернулся он только после того, как стало очевидно, что расследование затягивается.

Тем не менее Верховному суду все же удалось серьезно огорчить Зардари и его команду. Причем довольно неожиданным образом. На этой неделе там возобновили слушания по делу об амнистии политиков и госчиновников 2007 года, объявленной в целях национального примирения экс-президентом Первезом Мушаррафом. Тогда в число счастливчиков попал и нынешний президент. Теперь Верховный суд во главе с председателем Ифтихаром Чоудри выдвинул Зардари и премьер-министру Юсуфу Разе Гилани ультиматум из шести требований, среди которых добровольная отставка президента и премьер-министра и начало против них полноценного расследования. В случае отказа от их выполнения Чоудри угрожает полностью пересмотреть решение об амнистии, а значит, президенту придется покинуть свой пост.

Зардари откликнулся на предложение Верховного суда заявлением о готовности отправиться на покой. Впрочем, только если этого пожелают партнеры по правящей коалиции и его партия. А Гилани, чтобы отвлечь внимание от коррупционных дел, решился на открытый конфликт с армией. За "неправомерное поведение", выразившееся в даче несогласованных с правительством показаний, он отправил в отставку госсекретаря обороны Халида Наима Лодхи. В этих показаниях Лодхи признал, что гражданские власти не контролируют действия армии и Объединенного разведывательного управления (ОРУ).

На этом Гилани не успокоился и подверг критике начальника штаба сухопутных войск, одного из самых уважаемых пакистанских политиков Ашфака Первеза Кайани и руководителя ОРУ Ахмада Паши. Их он также обвинил в превышении должностных полномочий за дачу показаний по "Мемогейту" в обход правительства. Генералы подтвердили причастность доверенных лиц Асифа Зардари к секретному документу.

Момент для удара по армии Гилани выбрал не самый удачный. Терпение недовольных нынешней властью военачальников может лопнуть в любой момент. В четверг Кайани созвал чрезвычайное совещание командиров корпусов. Оно прошло за закрытыми дверями, а его участники отказались рассказать о темах обсуждения, что тут же породило предположения о готовящемся военном перевороте. Сам Кайани дал к этому повод, предупредив Гилани, что дальнейшая критика армейского руководства грозит стране "печальными последствиями".

Тем не менее многие наблюдатели сомневаются в том, что армия действительно готовит переворот. Заместитель директора Института востоковедения РАН Вячеслав Белокриницкий уверен, что военные понимают: захват власти им сейчас крайне невыгоден из-за проблем во внутренней и внешней политике, экономике и сфере безопасности, а также негативной реакции международного сообщества. По его мнению, выход из кризиса будет найден в ходе острых дискуссий между властями, Верховным судом, военными и оппозицией.

Ему противоречит директор отдела исследования и развития Военно-аналитического института Ближнего Востока и Персидского залива Теодор Карасик. По его мнению, сам характер пакистанской армии заключается в постоянном желании большего контроля за ситуацией внутри страны. Кроме того, Карасик не исключает, что катализатором переворота может стать возвращение в страну главы прошлого военного переворота Первеза Мушаррафа и его возможное уголовное преследование.

Эксперты не исключают и проведения досрочных выборов, к которым с ноября призывают все лидеры пакистанской оппозиции. При этом предсказать их результаты пока весьма сложно. По мнению Белокриницкого, нынешней коалиции во главе с Пакистанской народной партией будет крайне тяжело сохранить власть. Но кто придет вместо них? Если еще год назад фаворитом голосования выглядела Пакистанская мусульманская лига во главе с Навазом Шарифом, то теперь стремительно набирает обороты "Движение справедливости", образованное капитаном национальной сборной по крикету Имраном Ханом. К нему примыкают крупные деятели, исключенные или вышедшие из первых двух объединений.

Белокриницкий уверен: ситуация с будущим победителем труднопрогнозируема. И это дает армии шансы на смену власти конституционным путем. Не секрет, что военные по сути контролируют все крупные отрасли промышленности, учреждения, территории, а соответственно, влияют на плебисцит. Значит, поддержка армии способна привести к власти выгодную ей фигуру. Вот только готовы ли военные ждать до выборов? И случайно ли в день совещания командиров корпусов Зардари вновь улетел на лечение в Эмираты?