В законодательстве о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, произошли изменения.
Они начали действовать с нового года и в основном связаны с вступлением в силу федерального закона о жилищных субсидиях для людей, проживающих в закрывающихся населенных пунктах. При прежнем законодательстве эти граждане тоже не были обделены вниманием государства. Более того, в соответствии с действовавшим до 2012 года законом они получали субсидии на переезд в первоочередном порядке. Что же побудило законодателя регламентировать нормы специально для них?
Как отмечает сенатор от Якутии, председатель комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев, необходимость принятия нового закона как раз и была вызвана тем, что на первоочередников, выезжающих из закрывающихся поселков, уходили почти все средства, предусмотренные на жилищные субсидии. А на иные категории нуждающихся денег почти не оставалось.
Инвалиды и пенсионеры, отнесенные прежним законом ко второй и третьей очередям, годами ждали получения субсидий. А на безработных и работающих граждан, мечтавших при поддержке государства переехать в более теплые края, такая возможность распространялась чисто теоретически, хотя они и были включены в четвертую и пятую очереди.
Северные поселки, построенные близ месторождений полезных ископаемых, по мере истощения запасов закрывались и будут закрываться, вынуждая массы людей сдвигаться с места. Но теперь этим северянам субсидии будут выделяться по отдельной программе, чтобы не тормозить продвижение очереди инвалидов, пенсионеров и других категорий граждан.
Как отмечено в заключении комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, новый закон не только выделил жителей закрывающихся поселков в отдельную очередь, но и ввел для них существенное ограничение. Если, к примеру, всю жизнь проработавший в Арктике пенсионер решит построить в южном регионе дом, он вправе получить на это субсидию. А вот "гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, жилищная субсидия может предоставляться только на приобретение жилого помещения и не может быть использована на строительство, поскольку это потребовало бы обеспечения жизни граждан в закрывающемся населенном пункте на период строительства жилья", - подчеркнуто в документе.
Выводя жителей закрывающихся поселков из общей очереди, законодатели изменили и общую правовую базу о жилищных субсидиях для желающих выехать с Крайнего Севера. Эти изменения в законодательство, действующее с 2002 года, также вступили в силу 1 января.
Вместо пяти очередей в измененном законе остались четыре, в которые входят соответственно инвалиды, пенсионеры, безработные и работающие граждане. Теперь региональным властям дано право резервировать часть денег для второй, третьей и четвертой очередей. На эти цели разрешено использовать не более 30 процентов средств, выделяемых по соответствующей программе из федерального бюджета.
Люди, оказавшиеся "в хвосте" программы переселения с Крайнего Севера, получили шанс. Вместе с тем не все восприняли нововведения с энтузиазмом.
- Меня смущает, что эти 30 процентов отданы на откуп местным властям, - высказал корреспонденту "РГ" свои сомнения пенсионер из заполярного поселка, давно подавший заявление на субсидию и уже отчаявшийся ее получить. - Таких, как я, тысячи. По закону-то мы все равны, но жизнь показывает: когда распределять что-нибудь берется чиновник, "равнее" всех оказываются его друзья и знакомые.
Однако наибольшую тревогу у региональных властей и потенциальных переселенцев вызывает то, что объемы федеральных средств, выделяемых на жилищные субсидии, не позволяют сократить число очередников. По данным министра труда и социального развития Якутии Николая Дегтярева, за 2004-2010 годы удалось выдать 1197 жилищных сертификатов. А число очередников сейчас приближается к 13 тысячам. По словам министра, из-за нехватки средств срок ожидания жилищной субсидии растягивается на семь-двенадцать лет.
Справка "РГ"
Размер жилищной субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется, исходя из состава семьи, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по стране и норматива общей площади жилого помещения. Для одиноких это 33 квадратных метра, на семью из двух человек - 42, из трех и более - по 18 квадратных метров на каждого члена семьи. На субсидию можно приобрести жилье площадью меньше названного норматива, но более учетной нормы, установленной соответствующим органом местного самоуправления.