В редакцию "РГ" обратилась семья вдовы участника Великой Отечественной войны Прасковьи Акимовны Кириенко - родные пенсионерки возмущены разгильдяйством чиновников Боготола, из-за которого бабушка была вынуждена отстаивать свои интересы в суде.
Три года назад она подарила свою квартиру государству - в обмен на новую, улучшенную. Но местные власти не предприняли никаких шагов, чтобы оформить на себя подаренное вдовой ветерана жилье. В итоге скопился огромный коммунальный долг, который жилищная компания потребовала с пенсионерки через суд.
История началась три года назад, когда власти Боготола предложили Прасковье Акимовне Кириенко поучаствовать в региональной программе по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и их вдов. "Знала бы, через что придется пройти, никогда б не согласилась!" - говорит теперь жена фронтовика.
Со своим мужем, Алексеем Игнатьевичем, тогда еще, конечно, просто Алешей, Прасковья Акимовна познакомилась уже после войны.
- Поженились мы с 53-м, сняли угол в частном доме на окраине города... Алексей прошел всю войну артиллеристом. Встал в очередь на жилье как фронтовик, да не дождался, умер, - вспоминает старушка.
Выросшие дети поднапряглись, скинулись и купили матери однокомнатную квартиру. Тоже на окраине, в старом доме, но зато - свою, собственную.
Про то, что когда-то муж стоял в очереди на жилье, Прасковья Акимовна и вспоминать перестала. Пока три года назад к ней не пожаловали чиновники из городской администрации.
- Бабушке пояснили, что как вдова ветерана она имеет право на улучшение жилищных условий согласно Закону Красноярского края "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", - рассказывает невестка пенсионерки, Галина Васильевна.- Но поскольку квартира у нее уже есть, предложили: "Давайте оформим договор: вы дарите свое жилье городу, а мы выделяем вам деньги на покупку нового, улучшенного". Она и согласилась.
Со своей стороны, Прасковья Акимовна выполнила все условия соглашения: однокомнатная квартира была передана в дар администрации Боготола, договор подписан лично мэром. Сначала казалось, что и свою часть чиновники выполнили честно. Старушке действительно перечислили сумму, которой с лихвой хватило на трехкомнатную квартиру, причем в соседнем с родственниками доме. Жить бы да радоваться.
Прасковья Акимовна и радовалась, целых полтора года. Пока не получила повестку в суд, где ее извещали о скопившемся коммунальном долге в сто с лишним тысяч рублей за прежнее жилье. Увидев сумму, вдова ветерана слегла с сердечным приступом.
- А когда оклемалась, собрала документы и побежала в мэрию. Вернулась в слезах. Рассказывала: показывает чиновникам документы, спрашивает: "Как же так? Я же эту квартиру вам подарила, вот подписи, договор... Почему с меня деньги требуют?" А ей ответили: "Ваши проблемы, вы с ЖКХ и разбирайтесь!" - возмущается невестка.
К счастью, когда во время судебного заседания представители жилищной компании узнали об истинном положении дел, иск был отозван. Как пояснили коммунальщики, о том, что квартира сменила хозяина, их никто не предупредил. За год с лишним чиновники не удосужились перерегистрировать жилье на себя, и во владельцах квартиры по-прежнему значилась Прасковья Акимовна, а раз так, то ей и был адресован иск.
- Подумать только: пожилому человеку самому пришлось идти в суд, в ЖКХ, отстаивать свою правоту, переживать, плакать... Самое ужасное, что, когда недоразумение разъяснилось, перед бабушкой даже никто не извинился. Это возмутительно! - говорят родные пенсионерки, кстати, инвалида первой группы.
В самой администрации Боготола от каких-либо комментариев отказались.
- Давать ответ - не в нашей компетенции, - пояснили в городском управлении соцзащиты. - Наша задача - обеспечить ветеранов квартирами. А что там дальше происходит - мы не отслеживаем.
В комитете по управлению муниципальным имуществом Боготола прояснить ситуацию тоже не удалось. Едва заслышав фамилию Кириенко, чиновница отрезала: "Никаких комментариев не даем, делайте письменный запрос лично мэру!"
На сторону бабушки встал боготольский прокурор - после обращения семьи Кириенко ведомство провело свою проверку по факту незаконного начисления коммунальных платежей.
- Информация о регистрации права собственности на квартиру была направлена городской администрацией в ООО "Компания по УЖФ города Боготола" лишь через год с лишним с момента самой регистрации. За все это время коммунальные платежи никем не производились. С целью устранения выявленных нарушений в администрацию Боготола внесено предписание, - поясняют в Боготольской межрайонной прокуратуре.
Но что толку пожилому человеку с тех предписаний! Вот простого человеческого "Простите нас, мы виноваты!" от чиновников было бы достаточно. Но, судя по всему, Прасковья Акимовна этой фразы так и не дождется.
P.S. Как пояснили корреспонденту "РГ" в краевом министерстве социальной политики, Закон "О порядке обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" был принят в Красноярском крае летом 2006 года. В 2010-м он был переработан, дополнен и вышел в новой редакции.
Если в первом варианте нуждающийся в улучшении жилищных условий человек действительно мог получить новую квартиру, передав старую в муниципальную собственность, то закон, который действует сейчас, говорит четко: ветерану или инвалиду предоставляется исключительно социальная выплата.