В Кузбассе принят закон, усиливающий систему контроля и надзора со стороны местных властей над управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. В то же время практика показывает, что власти сами нередко превращают коммунальную отрасль в карманную.
Итоги проверок жилищно-коммунальной сферы подтверждают самоуправство УК. Так, пресс-служба УФАС по Кемеровской области сообщила, что ООО "Жилищно-коммунальный трест" признано виновным в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке (статья 10-я федерального закона "О защите конкуренции"). Дело в том, что коммунальщики еще в середине апреля 2010 года установили и почти до конца октября 2011-го поддерживали монопольно высокую цену на услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению. Жильцы вынуждены были выкладывать за обслуживание стояков по 535 рублей. В соответствии с антимонопольным законодательством, трест оштрафован на сто тысяч рублей.
В такую же сумму, умноженную на четыре, вылилось пренебрежение Жилищным кодексом, допущенное коммунальными управленцами в Новокузнецке. ООО "Новоильинская инженерная компания" повышало плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, не считая нужным предварительно проводить общие собрания собственников жилья. Итогом такого одностороннего управления стали четыре возбужденных прокуратурой дела об административных правонарушениях.
Еще один "инженер коммунальных наук" - генеральный директор кемеровского ООО "Управляющая компания "Радуга" - целых пять раз привлекался в 2011 году областной государственной жилищной инспекцией к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых помещений (статья 7.22 КоАП РФ). И мало того что руководитель всякий раз "не успевал" с оплатой штрафов (в общей сложности - двадцать тысяч рублей) в установленный законом тридцатидневный срок, так еще и платил их из кармана… тех самых собственников, по обращениям которых и начали проверку УК.
Как пояснили в пресс-службе областной прокуратуры, прокурором Рудничного района Кемерова установлено, что в нарушение статьи 20.25 КоАП РФ штрафы были оплачены не генеральным директором, а юридическим лицом - ООО "УК "Радуга". А поскольку деятельность управляющей компании осуществляется за счет денежных средств, собираемых с собственников жилья, то, выходит, их и оштрафовали.
Интересно, что жилищная инспекция смотрела на все это сквозь пальцы, не торопясь привлекать гендиректора к ответственности. Возместить расходы, неправомерно понесенные управляющей компанией, руководителя обязала прокуратура. Одновременно было внесено представление начальнику жилинспекции. А ее сотрудникам указали на необходимость контроля над своевременной оплатой штрафов именно должностными лицами, а не организациями.
Положить конец управленческому беспределу призван принятый региональным Советом народных депутатов на последней в 2011 году сессии новый нормативный акт. А точнее - изменения в закон "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере жилищно-коммунального комплекса". Этот документ, принятие которого стало возможным после вступления в силу изменений Жилищного кодекса РФ, обязывает местные власти досконально проверять деятельность компаний, управляющих многоквартирными домами и оказывающих их жильцам коммунальные услуги. Полномочия по госнадзору в сфере тарифного регулирования, соблюдения стандартов раскрытия информации предприятиями коммунального комплекса делегированы региональной энергетической комиссии и областному департаменту цен и тарифов.
Дополнительные права надзора над сферой предоставления коммунальных услуг, содержанием общего имущества собственников, а также соблюдением требований к созданию и деятельности "домоуправляющих" юрлиц, получила жилищная инспекция. Последняя будет также выявлять и пресекать допускаемые органами власти, местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами нарушения законодательства: жилищного, об энергосбережении и повышении энергоэффективности.
- Теперь у органов местного самоуправления появились достаточные рычаги воздействия на управляющие компании, вплоть до механизма их переизбрания, - подчеркнул председатель комитета по вопросам промышленной политики и жилищно-коммунального хозяйства областного Совета народных депутатов Андрей Дружинин. - Председателям городских и районных советов необходимо усилить работу по проверке деятельности управляющих компаний и наведению порядка в сфере ЖКХ.
Однако все призывы прекратить произвол зарвавшихся управленцев от ЖКХ так и останутся призывами, если чиновники местных администраций не начнут судьбоносные перемены с себя. Увы, примеров "карманного" отношения представителей власти к коммунальной сфере в регионе немало. Достаточно вспомнить уголовное дело бывшего мэра Новокузнецка, из личной заинтересованности безвозмездно передавшего двум управляющим организациям имущественное право в виде дебиторской задолженности горожан за жилищные услуги. В результате был не только нанесен ущерб в сумме 276 миллионов рублей муниципальному бюджету, но подорваны экономические основы местного самоуправления, как и авторитет самих управляющих органов.
А совсем недавно специалистами из следственного комитета РФ по Кемеровской области было возбуждено уголовное дело в отношении одного из должностных лиц администрации Кемерова, подозреваемого в незаконном участии в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ). По версии следствия, чиновник, вопреки закону о местном самоуправлении, учредил коммерческую организацию, оказывающую коммунальные услуги жителям районов Кедровка и Промышленновский. Пользуясь служебным положением, чиновник незаконно предоставил родной фирме льготы и преимущества в получении бюджетных субсидий. Расследование уголовного дела продолжается.
На этом фоне детской шалостью выглядит нарушение законодательства о противодействии коррупции, допущенное ОАО "Тепловодоканал-Сервис". Прокуратура Кемеровского района установила, что генеральным директором этого коммунального предприятия стал экс-заместитель главы муниципалитета по строительству и ЖКХ. Хотя, по закону, государственный или муниципальный служащий в течение двух лет после увольнения имеет право работать в организации, отдельные функции административного управления которой прежде входили в его должностные обязанности, только с согласия специальной комиссии. Но районную администрацию о заключении трудового договора с ее бывшим работником никто не уведомил. Постановлением мирового судьи "Тепловодоканал-Сервис" оштрафовали на 150 тысяч рублей. Заводский районный суд, несмотря на жалобу ОАО, оставил это решение в силе.